От аналоговых систем – к цифровым

На станциях Городец, Трудовая, Юхновичи и Ловча участка Жабинка – Лунинец до конца текущего года по ремонтной программе планируется установить источники бесперебойного электрического питания.

Пост ЭЦ станции Кобрин

Пост ЭЦ станции Кобрин

Это позволит заменить все устройства, которые были внедрены еще в 1980-х годах. Современное оборудование обеспечит надежное питание устройств связи и повысит безопасность движения поездов.

Кабельную линию связи от Жабинки до Лунинца протяженностью 200 км обслуживает бригада старшего электромеханика Брестской дистанции сигнализации и связи Александры Денисюк. Ее подчиненные – а это семь электромехаников – контролируют работу устройств на десяти станциях и перегонах.
– Мы обслуживаем современное оборудование FMX-2, предоставляющее каналы передачи (тракты) данных между Брестом и Кобрином, Городцом, Яновом-Полесским, другими станциями, – рассказывает Александра Юрьевна. – На смену старым аналоговым системам приходит цифровая аппаратура. Впервые такую технику на магистрали внедрили в 2000 году именно на нашем участке.
В Кобрине уже смогли по достоинству оценить новое оборудование. Модернизация затронула пост электрической централизации местной железнодорожной станции. Связисты показывают статив, где установлены мультиплексоры передачи. Они напоминают небольшие ящики, каждый из которых позволяет организовать до 60 каналов связи в одном направлении.
– Раньше мы использовали аналоговое оборудование, рассчитанное на 24 канала, – продолжает Александра Денисюк. – На надежность его работы могли повлиять многие факторы: оно порой выходило из строя даже по причине перемены погоды. Теперь же это исключено. Цифровая аппаратура улучшила качество и скорость передачи данных. При помощи специальных плат можно организовать каналы АТС на станциях, где имеется аппаратура выделения каналов, а установка автоматической телефонной станции нецелесообразна по причине наличия всего нескольких потенциальных абонентов. К примеру, можем установить плату станционной стороны на станциях, где смонтированы АТС (в частности, у нас на участке это станции Кобрин, Янов-Полесский и Пинск). На станциях Городец, Дрогичин, Парохонск, Ловча и Лунинец установлены платы абонентского окончания, что позволяет предоставить абонентские номера любой АТС участка.
Каналообразующее оборудование FMX-2 работает в автоматическом режиме. Управление им и контроль за его состоянием осуществляется с центрального пульта, размещенного на станции Янов-Полесский. Можно подключиться к оборудованию любой станции участка, просмотреть наличие неисправностей как непосредственно в нем, так и в отдельных элементах, платах; проверить либо изменить параметры некоторых каналов. Такая же возможность имеется и на любой другой станции.
– Например, на посту ЭЦ в Кобрине можно «просканировать» работу оборудования всей станции, лишь подключив компьютер к плате-администратору, – говорит Александра Денисюк. – Можно посмотреть состояние каналов, а также абонентских плат. В частности, линейных, позволяющих подключить определенные каналы – двух- и четырехпроводные, АТС-каналы, а также системы МБ-ЦБ. Все платы, установленные на стойке, имеют световую сигнализацию, по которой можно сразу оценить работу оборудования: зеленый цвет диода свидетельствует о нормальной работе оборудования, а постоянно горящий либо мигающий красный указывает на наличие какой-либо неисправности. Это может быть отсутствие питания по усилителю, потеря сигнала, повреждение кабеля. В этом случае мы оперативно устраняем неполадки.
Современное оборудование телеконтроля за состоянием кабельной линии связи позволяет сузить место поиска повреждения кабеля до пяти-шести километров, что значительно облегчает работу специалистов. Бесперебойное функционирование оборудования связи напрямую зависит от состояния кабеля, который находится под землей рядом с железнодорожными путями. Если кабельная линия в порядке, то оно работает исправно. Поэтому содержанию кабеля связи уделяется особое внимание.

Электромеханики Сергей Мотузов (слева), Антон Кирик и старший электромеханик Александра Денисюк проверяют работу оборудования на посту ЭЦ станции Кобрин

Электромеханики Сергей Мотузов (слева), Антон Кирик и старший электромеханик Александра Денисюк проверяют работу оборудования на посту ЭЦ станции Кобрин

– В земле кабель находится под избыточным давлением, которое создают компрессорные установки, работающие на всех станциях, – вступает в разговор электромеханик Сергей Мотузов. – Они функционируют в автоматическом режиме. Однако, чтобы оборудование не выходило из строя, его необходимо регулярно обслуживать. Ежедневно проверяем давление и количество включений компрессора за сутки: по этим показателям можно судить о состоянии кабельной оболочки. Кроме того, периодически измеряем изоляцию малозначимых пар кабеля, которая свидетельствует о состоянии защиты всех пар кабеля. Также производим окопку и покраску замерных столбиков, которые используются для обозначения трассы прокладки кабеля.
Сергей Алексеевич – специалист высокого класса, имеет большой опыт эксплуатации и обслуживания оборудования связи. В 1982 году он окончил Брестский техникум железнодорожного транспорта и распределился в Калинковичскую дистанцию сигнализации и связи. Трудился в комплексной бригаде, которая специализировалась на работе устройств СЦБ, связи, радиосвязи. Там занимался многопрофильной деятельностью, на практике учился обслуживать различное оборудование. А в 1990 году перевелся в Брестскую дистанцию, где его приняли на должность электромеханика связи. Сейчас он обслуживает кабельную линию связи на участке Кобрин – Дрогичин и оборудование связи на станциях Дрогичин и Городец.
– Работа интересная. Мы занимаемся внедрением новых устройств, – говорит специалист. – Мне нравится выполнять монтаж оборудования, производить его наладку и переключение. Для этого нужны определенные знания. За много лет я накопил богатый опыт. Полезной была и учеба в Барановичской дортехшколе.

На станциях Кобрин и Пинск установлены программно-технические комплексы «Вектор-ВТ», которые пришли на смену аппаратуре тонального телеграфирования П-327 и ТТ. Современные устройства позволяют по одному каналу тональной частоты организовать 12 каналов телеграфной связи для передачи телеграмм, срочных сообщений, предупреждений железнодорожникам. На всех станциях участка Жабинка – Лунинец смонтированы коммутаторы станционной связи «Спектр-1» (предназначены для ведения переговоров между дежурными по станциям и диспетчерами с оперативными работниками). Они пришли на смену устаревшему релейному оборудованию КАСС-ДСП и КСМ-1.

– Сейчас устройства обладают большими возможностями в отличие от тех, что применялись 15 – 20 лет назад, – говорит Сергей Мотузов. – Также они стали более надежными. Были случаи, когда ночью вызывали устранять повреждения – такова наша работа. Сейчас же сбоев меньше. Раньше применялись старые координатные АТС, теперь – цифровые. Помню, сложно было их осваивать, но ничего, справились.
О своих подчиненных Александра Денисюк отзывается хорошо: каждый специалист знает свою работу и выполняет ее ответственно. Территория обслуживания немаленькая: по сути, на семь человек – 200 км. Минувшим летом специалисты строили новую кабельную канализацию и монтировали устройства – речевой информатор и кабельные боксы на остановочном пункте Дрогичин-Город и на станции Дрогичин в связи с реконструкцией этих объектов. Еще раньше внедряли выпрямители ИБЭП 220/24 для питания устройств связи. Однако больше всего внимания уделяют обслуживанию оборудования.
Сама Александра Денисюк окончила БИИЖТ в 1985 году. Вместе с мужем Леонидом Ивановичем (тоже выпускником этого вуза) распределилась на Донецкую магистраль – в Красноармейскую дистанцию сигнализации и связи, где оба трудились электромеханиками. В конце 1980-х они перевелись в аналогичную Брестскую дистанцию: супруг был старшим электромехаником на участке Жабинка – Лунинец, откуда и вышел на пенсию. Александра Юрьевна работает старшим электромехаником вот уже 16 лет. Она дважды участвовала в конкурсе «Лучший по профессии», а в 2011 году награждена знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi».

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика