Январь
Ср
27
2021

Достойно прожитые годы

«Один из самых обаятельных и остроумных людей, которых доводилось встречать!». Так говорили об Александре Гизельсе – ветеране Гомельской дистанции сигнализации и связи все, кому посчастливилось знать его лично, работать или хотя бы иногда общаться.

Александр Гизельс. 1950 год

Александр Гизельс. 1950 год

На 87-м году Александр Ермолаевич ушел из жизни. Больше всего на свете он ценил время и не любил его тратить впустую. Этот человек состоялся не только в профессии (как мудрый руководитель), но и в журналистике.
Родился он в 1929 году. До войны успел окончить только пять классов, поэтому доучивался уже после освобождения Гомеля. В сентябре 1945-го поступил в Гомельский техникум железнодорожного транспорта. На стальную магистраль пришел по примеру отца: в годы Гражданской войны Ермолай Кузьмич в Красной армии служил фельдшером в железнодорожных войсках, а в Великую Отечественную – на санитарном поезде, затем и в военном госпитале. На магистрали в свое время работали и дяди Александра Ермолаевича – Алексей Ксендзов и Василий Тетерюков.
Свои студенческие годы Александр Гизельс описал в очерке, посвященном 120-летию техникума: «Это было тяжелое послевоенное время. Город лежал в руинах, но учеба шла полным ходом. Пока восстанавливали здание двухэтажного учебного корпуса, мы занимались в уцелевших деревянных домах на другой стороне улицы. Питались в столовой по продовольственным карточкам, которых едва хватало до конца месяца. Общежитий тогда не было, поэтому жить приходилось на частных квартирах. Все принимали активное участие в восстановлении техникума, других железнодорожных объектов Гомельского узла. Первый курс для нас был особенно тяжелым. Ведь за учебный год пришлось изучить объем программы средней школы. Чтобы восполнить пробелы, много занимались самообразованием. Так как не хватало учебников, часто засиживались в библиотеках. Кроме основных лекций проводились дополнительные занятия и консультации, были организованы тематические кружки. Практику мы проходили на предприятиях, где внедрялись современные устройства электрической централизации и автоблокировки. Несмотря на все трудности, это были лучшие наши годы».
После успешного окончания техникума Александра Гизельса направили на Куйбышевскую железную дорогу. Правда, туда он не доехал – получил повестку из военкомата. Отслужил четыре года в Тамбове, где окончил школу младших авиаспециалистов. Здесь встретил свою будущую супругу Анастасию Николаеву. Их история любви достойна отдельного рассказа.
После увольнения в запас Александр вернулся в Гомель, а Настя осталась учиться в Тамбовском государственном педагогическом институте. Во время разлуки молодые люди не теряли связь, переписывались. Из очередного письма Александр узнал, что любимую распределили в одно из сел Мордовии. Недолго думая, юноша отправился за ней. А в Гомель они вернулись вдвоем – уже как семейная пара.
В родном городе Александр Гизельс быстро нашел работу по специальности – устроился в дистанцию сигнализации и связи. Был сначала монтером СЦБ, потом техником, электромехаником.
Именно тогда он и сделал первые шаги в журналистике. В дистанции выпускали стенгазету «Связист», в редколлегию которой и вошел Александр Ермолаевич.

В кругу семьи

В кругу семьи

Каждый выпуск становился событием для всего предприятия. По итогам одного из смотров настенных газет Гомельского узла «Связист» признали лучшей. Александр Гизельс был премирован авторучкой и полугодовой подпиской на газету «Гудок». Позже корреспондент газеты «Железнодорожника Белоруссии» Дмитрий Бедунов предложил ему готовить производственную информацию для нашего отраслевого издания. Опыт сотрудничества оказался удачным, и Александр Гизельс стал внештатным автором. Не перестал публиковаться и после выхода на заслуженный отдых. Только изменился жанр – писал больше очерков и зарисовок о тех, с кем работал, дружил.
Эти публикации всегда вызывали живой отклик у читателей отраслевого издания.
Работая в дистанции сигнализации и связи, Александр Гизельс без отрыва от производства окончил Всесоюзный заочный институт железнодорожного транспорта и был назначен старшим инженером отдела сигнализации и связи Гомельского отделения.
Но и на этом учеба Александра Ермолаевича не закончилась. Его пригласили работать инструктором в Железнодорожный райком партии, затем – заведующим отделом промышленности и транспорта. После направили в минскую высшую партийную школу. Ко времени ее окончания, в Гомеле как раз появился новый район – Советский. И ему, как опытному производственнику и активисту, предложили возглавить местный комитет народного контроля. От этого предложения Александр Ермолаевич не отказался, хотя понимал, что придется начинать фактически с нуля.
Работы у председателя и активистов комитета в 70-е годы было достаточно – Советский район активно строился и разрастался предприятиями.
В комитете народного контроля района Александр Гизельс работал многие годы. И даже после выхода на заслуженный отдых трудился еще пять лет.
Александр Ермолаевич отмечен медалями «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда». В числе самых дорогих – знаки Министерства путей сообщения «Отличный связист» и «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта». Кроме того, он удостоен двух почетных грамот Верховного Совета БССР. Впрочем, сам ветеран главными наградами всегда считал подаренную судьбой крепкую семью и своих друзей. По стопам отца пошли и дети: дочь и двое сыновей окончили гомельский отраслевой техникум. А Евгений и Анатолий еще и Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. Гордился ветеран и своими внуками. К примеру, его внучка Александра Гизельс серьезно увлекается бильярдом. Девушка не раз завоевывала награды чемпионатов Европы и мира, о чем с огромным удовольствием рассказывал журналистам ее дедушка.
Он ушел из жизни месяц назад. Искренний, доброжелательный и очень порядочный человек – таким запомнят Александра Ермолаевича все, кто его знал.

Подготовила
Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика