Современный проект. Аналогов нет
В Могилевском вагонном депо реализован проект по устройству вентиляции в части помещений вагоносборочного цеха. Это позволило заметно улучшить условия труда на рабочих местах.
В среднем восемь вагонов ежесуточно покидают депо в обновленном виде. А всего за 10 месяцев 2016-го деповским ремонтом здесь было охвачено 2299 единиц подвижного состава, капитальным – 212.
– Сварочные работы играют важнейшую роль в технологическом процессе, – рассказывает главный инженер Могилевского вагонного депо Владимир Степаненко. – Причем эти операции производятся на различных этапах ремонта и в разных частях вагоносборочного цеха. Дым, образующийся при выполнении сварочных работ на вагоне, действует отрицательно на организм. А ведь в посменном режиме в зоне ремонта трудится не менее четырех десятков человек.
Для решения этой проблемы специалисты ГП «Институт «Белжелдорпроект» спроектировали специальную систему вентиляции для вагоносборочного цеха депо. Она включает в том числе пять фильтровентиляционных установок немецкой фирмы «Teka» в вагоносборочном участке и в отделении по ремонту выгрузочных устройств. Аналогичные устройства работают и уже хорошо зарекомендовали себя в цехах завода «Штадлер Минск» в Фаниполе. Они способны улавливать образовавшийся в результате сварочных работ дым и возвращать в помещение уже очищенный воздух. Среди преимуществ этих установок – высокая степень очистки и относительная простота эксплуатации. Оборудование включается по мере необходимости. Кроме этого, система контроля позволяет определять степень загрязнения фильтрующих элементов и производить их принудительную очистку воздухом под давлением.
Также в цеху обустроена мощная приточно-вытяжная вентиляция. По системе воздуховодов, через климатические агрегаты, воздух с улицы подается и распределяется по рабочим зонам. В зимнее время для его подогрева используются газовые теплогенераторы. Они установлены на производственных участках. При этом дополнительно обеспечивают теплом и рабочие помещения мастеров.
На главном входе в цех появились новые тепловые завесы с подогревом. Это позволит избежать выхолаживания помещения во время подачи и уборки вагонов. Дополнительно роллетами и складчатыми воротами разделили различные участки цеха, заменили фонари естественного освещения, что также будет способствовать сохранению тепла и снизит в итоге затраты на отопление.
Чтобы воплотить задуманное в реальность, потребовался ровно год и около 15 млрд. неденоминированных рублей. Монтаж системы выполнили специалисты могилевского ЗАО «Стройпроектинвест». В пусконаладочных работах также принимали участие представители завода-изготовителя и поставщика оборудования.
– Чтобы не вмешиваться в привычный ритм депо, многие строительно-монтажные работы велись в ночное время, – продолжает Владимир Леонидович. – К тому же для монтажа воздуховодов применяли автовышки и другую специализированную технику, которая могла находиться в цеху только при отсутствии в нем вагонов. В это же время выполняли и сложную регулировку оборудования.
Теперь все работает, как часы. Умные установки улавливают дым и вредные газы и через специальные соты возвращают в помещение чистый воздух. При этом в помещении поддерживается комфортная для работы температура.
Пока аналогов проекту, реализованному в Могилевском вагонном депо, на Белорусской железной дороге нет. Специалисты предприятия готовы поделиться своим опытом с коллегами.
Андрей
ИВУТЬ