После ремонта – как новые
Капитально-восстановительный ремонт двух кранов на железнодорожном ходу серий КЖ-561 и КЖДЭ-25 выполняют в настоящее время в локомотивном депо Брест.
Также ожидается поступление еще одного крана КЖ-561. На обновление каждого из них специалистам потребуется около месяца. После завершения сборки самый сложный этап – проведение испытаний. Затем машины отправятся по разным адресам – в локомотивное депо Барановичи, а также в Полоцкую и Витебскую дистанции пути.
Локомотивное депо Брест – единственное в Беларуси предприятие, которое специализируется на капитальном ремонте кранов на железнодорожном ходу. Поэтому сюда отправляется техника со всей магистрали, а также к брестчанам обращаются и сторонние организации. В прошлом году, к примеру, поступил заказ от ОАО «Беларуськалий» на ремонт одного из кранов – замена двигателя и генератора, изменение электрической схемы. Сложные работы были выполнены качественно, заказчик остался доволен. Однако в первую очередь депо принимает технику от железнодорожных предприятий.
– В 2015-м мы выполнили задание по ремонту кранов для Белорусской магистрали – 19 единиц при плане 18, – рассказывает мастер участка Виталий Дорошук. – В нынешнем году нам необходимо обновить 12 кранов – из них 9 уже побывали у нас и сейчас успешно эксплуатируются в отделениях. До конца года план выполним. Также рассчитываем в ближайшее время взять на ремонт еще два крана ЕДК-500 из восстановительных поездов.
В процессе работы специалисты возвращают к жизни технику, отработавшую свой нормативный срок службы. Для этого машина полностью разбирается – снимается стрела, поднимается поворотная платформа, демонтируется экипажная часть.
– В депо Брест-Восточный организовали отделение по ремонту дизельных двигателей кранов ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, а в депо Брест-Центральный обслуживаем электрические агрегаты – генераторы и электродвигатели, – объясняет специфику Виталий Васильевич. – Но если необходим капитальный ремонт генераторов, отправляем их в локомотивное депо Полоцк. Также нам помогает вагонное депо Брест, которое выполняет обследование и ремонт автосцепок, поглощающих аппаратов, тележек и колесных пар.
В новых условиях ремонт кранов на железнодорожном ходу предприятие выполняет с апреля прошлого года, когда открылся современный корпус. В нем размещаются два участка – расборочно-сборочный и ремонтный. Смонтированы четыре позиции, в том числе для ходовой части, стрелового оборудования и другие. Здесь трудятся слесари по ремонту подвижного состава – Владимир Сидорович, Иван Гроссу и Иван Козловский, которому немногим более 20 лет. Однако, несмотря на возраст, он специалист высокого класса: демонтирует двигатель, выполняет его модернизацию, а потом устанавливает обратно на кран.
На участке есть все необходимое для работы – кран-балки, электродомкраты, фрезерные и токарные станки, гидравлические прессы, различное съемное оборудование и приспособления для ремонта. Бывает, в стрелах нужно выполнить смену несущих уголков или сделать вставки – здесь без опытных сварщиков не обойтись. Один из таких специалистов – Николай Сверба. Он имеет допуск Госпромнадзора, может выполнить сварочные работы любой сложности, которые, как правило, высоко оценивает приемочная комиссия при испытаниях крана.
– Никаких секретов в работе у меня нет, просто нужно чувствовать металл, когда с ним имеешь дело, – говорит Николай Михайлович. – За 27 лет работы на предприятии многому научился, поэтому не боюсь никаких сложностей.
Все вопросы, касающиеся выполнения сварочных работ в цехе, курирует инженер по сварке и дефектоскопии III уровня Юрий Монахов. Он руководит процессом сварки несущих металлоконструкций и сварных швов. После чего приглашаются специалисты аккредитованной лаборатории СПМК-40, которая имеет лицензию на право выполнения таких работ. Они выдают протокол о пригодности металлоконструкций крана к дальнейшей эксплуатации. Это один из этапов капитально-восстановительного ремонта.
– Всего у нас 28 человек – каждый отвечает за свой участок работы, – продолжает Виталий Дорошук. – Коллектив грамотный и ответственный. Некоторые трудятся много лет, среди них – Николай Дубяга, Сергей Маковецкий и Вячеслав Грибчук. В организации ремонта мне помогает освобожденный бригадир Андрей Панасюк. Есть и молодые специалисты. К примеру, в прошлом году после окончания БелГУТа пришел работать слесарем Павел Таранда. Проявил себя хорошо и сейчас он инженер-технолог на участке.
Опорно-поворотные устройства – это специализация опытных слесарей по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин Алексея Деркача, Сергея Усачева и Владимира Головия. Наталия Дубновицкая осуществляет дефектоскопию (выявляет скрытые дефекты) основных узлов. Она прошла обучение и получила допуск к производству работ по неразрушающему контролю и отлично знает свое дело. Ее планируют отправить на обучение по проведению магнитопорошкового и капиллярного видов контроля.
Без правильно собранной электрической схемы кран работать не будет – за это отвечают слесари Владимир Ярошевич, Игорь Мороз и Михаил Клочко. Также в коллективе две мойщицы-обтирщицы Анна Браду и Галина Радчук – они очищают детали от грязи и смазки перед ремонтом. И это очень ответственный этап, ведь при попадании, к примеру, в механизм опорно-поворотного кольца примесей может произойти его заклинивание. Качественно очистить детали в процессе ремонта мойщицам-обтирщицам помогают специальные средства.
Ремонт каждого крана в среднем занимает около 1800 часов. В отведенные сроки специалисты укладываются благодаря грамотно распределенным обязанностям и четкой организации работы. Запасные части Белорусская магистраль централизованно закупает в ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» – это предприятие выпускает краны на железнодорожном ходу. Здесь приобретаются стрелы, опорно-поворотные кольца, барабаны, редукторы, блоки грузоподъемных кранов.
– Отдельные детали изготавливаются специалистами депо самостоятельно, наши токари и фрезеровщики по чертежам, предоставленным инженерами-технологами, делают их нужных размеров, – говорит Виталий Васильевич. – Все они должны соответствовать чертежам завода-производителя. При необходимости столичная дорожная лаборатория определяет для нас химсостав металла. Также на предприятии есть участок, который выпускает различные резинотехнические изделия. Это дешевле, чем их закупать.
После сборки кранов их обкатывают машинисты (в штате пять человек). Затем на предприятие приглашают экспертов по грузоподъемным кранам из Госпромнадзора, которые должны дать заключение о пригодности к дальнейшей безопасной эксплуатации с соответствующей отметкой в паспорте машины. Выполняется полное техническое освидетельствование – своего рода экзамен для всех специалистов, принимавших участие в работе. Проводятся динамические или статические испытания. При первых кран нагружается сверх грузоподъемности на 25% (если он 16-тонный, то груз весом 20 тонн), а при вторых – на 10%. Под нагрузкой проверяется не только устойчивость техники, но и работа основных механизмов.
– В этом году все наши краны после ремонта успешно прошли приемочные испытания, значит, свою работу специалисты выполнили качественно, – добавляет Виталий Дорошук. – Мы предоставляем заказчику полугодовую гарантию, или 500 часов работы в зависимости от условий эксплуатации крана.
Мой собеседник досконально изучил все особенности ремонта этой техники. В свое время трудился на данном предприятии инженером. Занимался проведением полного технического освидетельствования и техническим диагностированием грузоподъемных кранов не только в депо, но и во всем Брестском отделении.
– В депо работаю 12 лет, хотя трудовой стаж на магистрали у меня уже 21 год, – говорит Виталий Дорошук. – В 1995 году окончил Брестский техникум железнодорожного транспорта, а в 2003-м – БелГУТ. Начинал монтером пути в ПМС-289, был помощником машиниста на машине системы Балашенко. Потом перешел в Опытный завод путевых машин, где трудился машинистом, а затем заместителем начальника отделочного комплекса. Когда в локомотивном депо Брест организовали лабораторию неразрушающего контроля металлов и сварных соединений, перешел сюда инженером. Последние четыре года – мастер.
Виталий Дорошук – представитель династии. Его отец Василий Алексеевич почти всю жизнь посвятил магистрали (был ревизором по безопасности движения хозяйства пути Брестского отделения), а мама Наталья Антоновна трудилась главным бухгалтером в ПМС-289. Сестра Ольга Бузель тоже железнодорожница – она бухгалтер в Брестской дистанции электроснабжения. Трудовой стаж династии превысил уже 100 лет.
Юрий ФЕДОРЕНКО