Январь
Ср
27
2021

После ремонта – как новые

Капитально-восстановительный ремонт двух кранов на железнодорожном ходу серий КЖ-561 и КЖДЭ-25 выполняют в настоящее время в локомотивном депо Брест.

img_0009Также ожидается поступление еще одного крана КЖ-561. На обновление каждого из них специалистам потребуется около месяца. После завершения сборки самый сложный этап – проведение испытаний. Затем машины отправятся по разным адресам – в локомотивное депо Барановичи, а также в Полоцкую и Витебскую дистанции пути.

Локомотивное депо Брест – единственное в Беларуси предприятие, которое специализируется на капитальном ремонте кранов на железнодорожном ходу. Поэтому сюда отправляется техника со всей магистрали, а также к брестчанам обращаются и сторонние организации. В прошлом году, к примеру, поступил заказ от ОАО «Беларуськалий» на ремонт одного из кранов – замена двигателя и генератора, изменение электрической схемы. Сложные работы были выполнены качественно, заказчик остался доволен. Однако в первую очередь депо принимает технику от железнодорожных предприятий.
– В 2015-м мы выполнили задание по ремонту кранов для Белорусской магистрали – 19 единиц при плане 18, – рассказывает мастер участка Виталий Дорошук. – В нынешнем году нам необходимо обновить 12 кранов – из них 9 уже побывали у нас и сейчас успешно эксплуатируются в отделениях. До конца года план выполним. Также рассчитываем в ближайшее время взять на ремонт еще два крана ЕДК-500 из восстановительных поездов.
В процессе работы специалисты возвращают к жизни технику, отработавшую свой нормативный срок службы. Для этого машина полностью разбирается – снимается стрела, поднимается поворотная платформа, демонтируется экипажная часть.
– В депо Брест-Восточный организовали отделение по ремонту дизельных двигателей кранов ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, а в депо Брест-Центральный обслуживаем электрические агрегаты – генераторы и электродвигатели, – объясняет специфику Виталий Васильевич. – Но если необходим капитальный ремонт генераторов, отправляем их в локомотивное депо Полоцк. Также нам помогает вагонное депо Брест, которое выполняет обследование и ремонт автосцепок, поглощающих аппаратов, тележек и колесных пар.

Сергей Усачев (слева) и Александр Юхимук в процессе сборки тормозного шкива крана КДЭ

Сергей Усачев (слева) и Александр Юхимук в процессе сборки тормозного шкива крана КДЭ

В новых условиях ремонт кранов на железнодорожном ходу предприятие выполняет с апреля прошлого года, когда открылся современный корпус. В нем размещаются два участка – расборочно-сборочный и ремонтный. Смонтированы четыре позиции, в том числе для ходовой части, стрелового оборудования и другие. Здесь трудятся слесари по ремонту подвижного состава – Владимир Сидорович, Иван Гроссу и Иван Козловский, которому немногим более 20 лет. Однако, несмотря на возраст, он специалист высокого класса: демонтирует двигатель, выполняет его модернизацию, а потом устанавливает обратно на кран.
На участке есть все необходимое для работы – кран-балки, электродомкраты, фрезерные и токарные станки, гидравлические прессы, различное съемное оборудование и приспособления для ремонта. Бывает, в стрелах нужно выполнить смену несущих уголков или сделать вставки – здесь без опытных сварщиков не обойтись. Один из таких специалистов – Николай Сверба. Он имеет допуск Госпромнадзора, может выполнить сварочные работы любой сложности, которые, как правило, высоко оценивает приемочная комиссия при испытаниях крана.
– Никаких секретов в работе у меня нет, просто нужно чувствовать металл, когда с ним имеешь дело, – говорит Николай Михайлович. – За 27 лет работы на предприятии многому научился, поэтому не боюсь никаких сложностей.
Все вопросы, касающиеся выполнения сварочных работ в цехе, курирует инженер по сварке и дефектоскопии III уровня Юрий Монахов. Он руководит процессом сварки несущих металлоконструкций и сварных швов. После чего приглашаются специалисты аккредитованной лаборатории СПМК-40, которая имеет лицензию на право выполнения таких работ. Они выдают протокол о пригодности металлоконструкций крана к дальнейшей эксплуатации. Это один из этапов капитально-восстановительного ремонта.
– Всего у нас 28 человек – каждый отвечает за свой участок работы, – продолжает Виталий Дорошук. – Коллектив грамотный и ответственный. Некоторые трудятся много лет, среди них – Николай Дубяга, Сергей Маковецкий и Вячеслав Грибчук. В организации ремонта мне помогает освобожденный бригадир Андрей Панасюк. Есть и молодые специалисты. К примеру, в прошлом году после окончания БелГУТа пришел работать слесарем Павел Таранда. Проявил себя хорошо и сейчас он инженер-технолог на участке.

Дефектоскопист Наталия Дубновицкая за работой

Дефектоскопист Наталия Дубновицкая за работой

Опорно-поворотные устройства – это специализация опытных слесарей по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин Алексея Деркача, Сергея Усачева и Владимира Головия. Наталия Дубновицкая осуществляет дефектоскопию (выявляет скрытые дефекты) основных узлов. Она прошла обучение и получила допуск к производству работ по неразрушающему контролю и отлично знает свое дело. Ее планируют отправить на обучение по проведению магнитопорошкового и капиллярного видов контроля.
Без правильно собранной электрической схемы кран работать не будет – за это отвечают слесари Владимир Ярошевич, Игорь Мороз и Михаил Клочко. Также в коллективе две мойщицы-обтирщицы Анна Браду и Галина Радчук – они очищают детали от грязи и смазки перед ремонтом. И это очень ответственный этап, ведь при попадании, к примеру, в механизм опорно-поворотного кольца примесей может произойти его заклинивание. Качественно очистить детали в процессе ремонта мойщицам-обтирщицам помогают специальные средства.
Ремонт каждого крана в среднем занимает около 1800 часов. В отведенные сроки специалисты укладываются благодаря грамотно распределенным обязанностям и четкой организации работы. Запасные части Белорусская магистраль централизованно закупает в ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» – это предприятие выпускает краны на железнодорожном ходу. Здесь приобретаются стрелы, опорно-поворотные кольца, барабаны, редукторы, блоки грузоподъемных кранов.
– Отдельные детали изготавливаются специалистами депо самостоятельно, наши токари и фрезеровщики по чертежам, предоставленным инженерами-технологами, делают их нужных размеров, – говорит Виталий Васильевич. – Все они должны соответствовать чертежам завода-производителя. При необходимости столичная дорожная лаборатория определяет для нас химсостав металла. Также на предприятии есть участок, который выпускает различные резинотехнические изделия. Это дешевле, чем их закупать.

Машинист крана Федор Головей - один из лучших специалистов

Машинист крана Федор Головей — один из лучших специалистов

После сборки кранов их обкатывают машинисты (в штате пять человек). Затем на предприятие приглашают экспертов по грузоподъемным кранам из Госпромнадзора, которые должны дать заключение о пригодности к дальнейшей безопасной эксплуатации с соответствующей отметкой в паспорте машины. Выполняется полное техническое освидетельствование – своего рода экзамен для всех специалистов, принимавших участие в работе. Проводятся динамические или статические испытания. При первых кран нагружается сверх грузоподъемности на 25% (если он 16-тонный, то груз весом 20 тонн), а при вторых – на 10%. Под нагрузкой проверяется не только устойчивость техники, но и работа основных механизмов.
– В этом году все наши краны после ремонта успешно прошли приемочные испытания, значит, свою работу специалисты выполнили качественно, – добавляет Виталий Дорошук. – Мы предоставляем заказчику полугодовую гарантию, или 500 часов работы в зависимости от условий эксплуатации крана.
Мой собеседник досконально изучил все особенности ремонта этой техники. В свое время трудился на данном предприятии инженером. Занимался проведением полного технического освидетельствования и техническим диагностированием грузоподъемных кранов не только в депо, но и во всем Брестском отделении.
– В депо работаю 12 лет, хотя трудовой стаж на магистрали у меня уже 21 год, – говорит Виталий Дорошук. – В 1995 году окончил Брестский техникум железнодорожного транспорта, а в 2003-м – БелГУТ. Начинал монтером пути в ПМС-289, был помощником машиниста на машине системы Балашенко. Потом перешел в Опытный завод путевых машин, где трудился машинистом, а затем заместителем начальника отделочного комплекса. Когда в локомотивном депо Брест организовали лабораторию неразрушающего контроля металлов и сварных соединений, перешел сюда инженером. Последние четыре года – мастер.
Виталий Дорошук – представитель династии. Его отец Василий Алексеевич почти всю жизнь посвятил магистрали (был ревизором по безопасности движения хозяйства пути Брестского отделения), а мама Наталья Антоновна трудилась главным бухгалтером в ПМС-289. Сестра Ольга Бузель тоже железнодорожница – она бухгалтер в Брестской дистанции электроснабжения. Трудовой стаж династии превысил уже 100 лет.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика