Трудиться честно, не жалея сил

Нынешний год для председателя совета ветеранов локомотивного депо Жлобин Сергея Сухоцкого – особый, знаковый: 21 ноября он отметит 80-летие.

Сергей Иосифович в комнате боевой и трудовой славы локомотивного депо Жлобин

Сергей Иосифович в комнате боевой и трудовой славы локомотивного депо Жлобин

В канун памятной даты ему присвоено звание «Почетный ветеран» Белорусского общественного объединения ветеранов. Символично и то, что в 2016 году 20 лет, как Сергей Иосифович возглавляет первичку предприятия, а в 2017-м – 60 лет, как он переступил ворота депо. Два десятилетия работает на предприятии комната боевой и трудовой славы, идейным вдохновителем, организатором и бессменным хранителем фондов которой является этот человек.

Белорусской железной дороге он посвятил несколько десятилетий своей жизни. При этом о профессии машиниста, как признается, поначалу даже не думал. Но сегодня он уверен: на магистраль его привела сама судьба.
Родная деревня Сергея Сухоцкого – Лавриновичи, расположившись у самой пущи, была окружена болотами. Поэтому добираться до райцентра Свислочь в любое время года было непросто. Впрочем, трудности никогда не пугали Сергея Иосифовича. Выросший в многодетной крестьянской семье, он с детства усвоил простые истины: нужно уважать старших и трудиться честно, не жалея себя. И следовал им всю жизнь.
Еще в юные годы он решил, что будет фельдшером. Мама сильно болела и часто повторяла: «Выучишься, сынок, будешь меня лечить…». Поэтому после окончания семилетки с отличием Сухоцкий подал документы в Гродненскую фельдшерско-акушерскую школу и с достоинством выдержал вступительное собеседование. В группе, куда его зачислили, он был единственным парнем среди 57 девчат. Впрочем, стать фельдшером нашему герою было не суждено.
…Однажды, погруженный в свои мысли, Сергей не заметил, как пришел на Гродненский железнодорожный вокзал.
– Я был очарован увиденным, – вспоминает ветеран. – В клубах дыма к перрону прибывал поезд. Паровоз пыхтел и сопел, из-под плунжеров вырывался пар, визжали тормоза, что-то лязгало и скрежетало, и все каким-то необъяснимым образом вдруг остановилось, замерло… Именно в тот день, с восхищением наблюдая за уверенными действиями машиниста, я влюбился в железную дорогу. Наверное, поэтому без раздумий поддержал предложение своего учителя физики и математики Виктора Павловича, которого тогда встретил на вокзале, поступать в Гродненский техникум паровозного хозяйства и в тот же день подал документы в это учебное заведение.
На производственную практику Сергей Сухоцкий попал в локомотивное депо Витебск.
В паровозную бригаду его определили кочегаром: он набирал воду, загружал тендер углем и в пути регулярно заполнял им большой железный лоток.
Эту работу приходилось делать практически непрерывно, и за одну поездку кочегар перелопачивал 15 – 17 тонн угля. Тяжелый труд!
Первая поездка на паровозе стала для молодого человека испытанием на профпригодность. Вместо хорошего топлива в тендер загрузили шихту, которая не столько горит, как плавится, закупоривая колосниковую решетку. По этой причине четыре раза останавливались в пути, чтобы почистить
топку.
– Я так устал за поездку, что, вернувшись домой, проспал более суток, – вспоминает Сергей Иосифович. – Но даже тогда не разочаровался в своем выборе.
После окончания техникума в 1957 году Сухоцкого распределили в локомотивное депо Жлобин. С теплотой он вспоминает своего первого наставника – машиниста Григория Образцова, который многому научил молодого железнодорожника. За пару месяцев Сергей Иосифович освоил то, на что другим понадобилось бы не меньше года: мастерски научился топить паровозную топку (в то время это входило в обязанности помощника машиниста), изучил особенности разных видов угля, прекрасно знал устройство паровоза.

В годы армейской службы

В годы армейской службы

Через полгода сдал экзамены на машиниста, но отправился на службу в армию. Попал в знаменитую 120-ю гвардейскую Рогачевскую Краснознаменную, орденов Суворова и Кутузова отдельную механизированную дивизию. Старшему сержанту Сухоцкому предлагали сверхсрочную, но он попросил направление для поступления в БИИЖТ. Факультет тепловозного хозяйства окончил заочно.
Шесть лет Сергей Сухоцкий водил паровозы. А когда начался переход на тепловозную тягу, одним из первых в депо освоил новую технику. В 1973 году его назначили машинистом-инструктором колонны пассажирского движения.
– Под моим руководством было 55 бригад, а это более сотни людей, судеб и характеров. И к каждому я старался найти индивидуальный подход, – вспоминает юбиляр. – Второе правило, которым руководствовался в работе – требовать от других ответственного отношения к труду, при этом самому быть примером. Маслом каши не испортишь, а человека – требовательностью: чем выше спрос, тем ответственнее он будет относиться к своему делу.
Он щедро делился знаниями и жизненным опытом с первозимниками. Воспитал не одного опытного и высокопрофессионального машиниста и руководителя. Многие его ученики добились больших высот. Среди них – заместитель начальника Белорусской железной дороги Владимир Балахонов.
За время работы Сергей Иосифович Сухоцкий неоднократно поощрялся руководством депо, отделения и Управления Белорусской железной дороги. Отмечен знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi».
В 1996 году, в свои 60 лет, он перешел на должность слесаря по ремонту оборудования. Одновременно принял предложение возглавить совет ветеранов депо. Живо поддержал идею о создании музея истории депо (сейчас комната боевой и трудовой славы). Проводил огромную работу по наполнению фондов, изучал историю развития железной дороги на Гомельщине, наладил тесную связь с краеведческими музеями.
– Основную помощь оказали ветераны депо, – вспоминает Сергей Иосифович. – Когда узнавали о создании музея, передавали личные вещи и предметы, связанные с историей предприятия.
И наша работа не осталась незамеченной. Комната боевой и трудовой славы предприятия более 15 раз становилась победителем и призером конкурса на лучший музей и комнату боевой и трудовой славы Белорусской железной дороги.
Сегодня ее фонды состоят из почти 1400 экспонатов, 36 экспозиций, в которых отражено рождение, становление и развитие предприятия с 1873 года.
В своем мудром возрасте Сергей Иосифович полон сил и жизненной энергии. По-прежнему возглавляет совет ветеранов, активно занимается пополнением музейных фондов. Считает себя по-настоящему счастливым человеком, потому что главное в жизни, отмечает юбиляр, быть оптимистом и любить дело, которым занимаешься.
Сергей Иосифович прошел непростой, но очень интересный, наполненный событиями путь. В эти дни он принимает поздравления с юбилеем. Ко всем теплым словам и пожеланиям присоединяется руководство Белорусской железной дороги.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика