Июнь
Пн
27
2022

По пути созидания

Ровно 70 лет назад, в 1946 году началось восстановление железнодорожного вокзала Минска. За эту работу взялись предшественники нынешних транспортных строителей – СМП-738 ОАО «Трест Белтрансстрой». С тех пор предприятие не раз подтверждало свой высокий уровень: на счету его специалистов – тысячи километров уложенных путей, возведенные вокзалы и станции, другие важные объекты.

Послевоенная реконструкция Привокзальной площади в Минске

История СМП-738 начиналась с Управления строительства № 101, созданного в феврале 1940 года для сооружения железных дорог в Карелии и Мурманской области. Во время Великой Отечественной, в январе 1942-го, его специалисты начали строить железнодорожную ветвь протяженностью 40 км от станции Войбокало Кировской дороги до осажденного Ленинграда. Работы велись под бомбежками, в 40-градусный мороз, но в рекордно быстрые сроки. Первый поезд на новую станцию Лаврово прибыл уже 9 февраля, а в полном объеме дорога начала работать в марте.
В 1944 году в освобожденном Минске было образовано Управление строительно-восстановительных работ Западной дороги и создан Строительный участок № 5, который активно участвовал в послевоенном восстановлении столицы Беларуси. Особое внимание уделили комплексу зданий на Привокзальной площади, построенных в 1947 – 1952 гг. «Въездными вратами» города и одним из символов Минска до сих пор называют пятиэтажные жилые дома с двумя 11-этажными башнями.
В 1955 году УС № 101 преобразовали в Строительно-монтажный трест «Белтрансстрой» в составе вновь созданного Министерства транспортного строительства. В первые послевоенные годы были восстановлены железнодорожный вокзал и вагоноремонтный завод, прямоугольное и веерное паровозные депо, электростанция. Затем в столице появились пригородный вокзал, пассажирские тоннели, Детская железная дорога, здание Минского отделения магистрали, грузовой двор в Степянке, Дворец культуры и спорта железнодорожников, больница, две поликлиники, квартал жилых домов по ул. Ульяновской.

От электрификации до укладки новых путей

Потом последовали работы по электрификации – от участка Минск – Пуховичи до главного хода Бобр – Борисов – Минск – Брест. Интересно отметить, что стройорганизация во время первой электрификации ветви от Минска до Олехновичей (1961 – 1963) успешно освоила новые виды работ, включая установку опор контактной сети и монтаж арматуры. Впервые в практике железнодорожного строительства было построено здание моторвагонного депо каркасно-панельного типа.
Специалистами строительного управления сооружены новые станции Гатово, Шабаны, Дегтяревка, Шеметово и ветвь Смолевичи – Шеметово к национальному аэропорту.
Здесь никогда не боялись новых масштабных объектов. Так, в 1979 году была сдана в эксплуатацию построенная с субподрядчиками взлетно-посадочная полоса Национального аэропорта Минск площадью 169 тыс. квадратных метров. А чего стоит Ледовый дворец на улице Притыцкого! В то время, как финские строители рассчитывали построить его за четыре года, их белорусским коллегам из СМП-738 понадобилось всего 11 месяцев.
В начале XXI века вернулись к электрификации. Перегоны Помыслище – Дегтяревка – Крыжовка были оборудованы опорами контактной сети, жесткими поперечинами и кронштейнами. Движение было открыто 30 июля 2004 года. Поезда стали следовать из Осиповичей на Молодечно, не заходя на станцию Минск-Сортировочный.
Строились и жилые дома. За 1993 – 2012 годы их появилось 19, а это 2,5 тыс. квартир.

Станция Беларусь

Строители неоднократно возвращались к обновлению моторвагонного депо. В 1993 году были построены технологические пути протяженностью 5200 метров. Через год сооружен цех обточки колесных пар ТО-4, годом позже реконструировано новое здание, в 1996-м до 550 квадратных метров расширено депо.
Масштабные работы выполнялись и на объектах промышленного транспорта. Повышенные пути были построены на ОАО «Белшина» в Бобруйске (1993 год), к заводу «Атлант» (1996), на станции Радошковичи (2005) и других объектах.
Транспортные строители неоднократно реконструировали Борисовский шпалопропиточный завод: в 1982-м, 2003-м, 2005-м, 2006 годах. Работы велись как в заводских цехах и на складах, так и на подъездном и технологическом путях.
В начале 2000-х особое внимание уделялось переустройству железнодорожных объектов: пассажирских платформ у пути № 1 станций Минск-Пассажирский (2000), Минск-Южный, Минск-Восточный (2002), дома связи и административного здания дистанции сигнализации и связи в Осиповичах (2004), вокзала станции Беларусь (2002).
В 2012-м началась реконструкция уникального легкоатлетического спорткомплекса в военном городке Уручье. Свои двери он распахнул в начале 2016-го.
За 2013 – 2014 годы СМП-738 построил 8-километровый соединительный путь от станции Бобровники до производственной базы Управления строительством Белорусской атомной электростанции, а также технологическую станцию на восемь путей. Доставка комплектующих и строительных материалов по железной дороге ускорила и удешевила работы.
В последние годы строители осваивали и новые направления: активно участвовали в закладке Белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень». Здесь построили дороги и проезды, соорудили сети коммуникаций, смонтировали наружное освещение. В настоящее время заканчиваются работы по очистным сооружениям, завершается благоустройство.

На самых масштабных стройках магистрали

СМП-738 был активно задействован и на важнейших стройках Белорусской железной дороги. Один из проектов – «Организация перевозок пассажиров поездами городских линий на участке Минск – Ждановичи». Минским транспортным строителям достались непростые участки: сооружение контактной сети, реконструкция путей на станции Ждановичи с заменой контактной сети и электрической централизации, строительство станционного здания, пассажирских платформ и пешеходных тоннелей.
В 2013 году СМП-738 начал работы по путевому переустройству станции Минск-Пассажирский. После переноса технической работы с пассажирскими составами на новую станцию Богатырево на освободившейся площадке выполнена укладка четырех новых приемоотправочных путей, развернутая длина которых составила 10,9 км. Кроме того, выполнена перекладка стрелок в обеих горловинах и переустройство электрической централизации.
Требовал реконструкции и остановочный пункт Институт Культуры. Началась она в августе 2013-го. В течение года переустроили пути, построили крытые островную и боковую платформы, здание остановочного пункта, реконструировали входы в пешеходный тоннель и железнодорожные пути. В декабре того же года было открыто движение поездов на Барановичи, на Борисов и Осиповичи – в апреле 2014-го.
В этом же году СМП-738 выполнил реконструкцию станции Минск-Южный. Были передвинуты пути, возведены новые платформы, пассажирский пешеходный тоннель. Также обновлена контактная сеть, электрическая централизация, автоблокировка.
Управление построило подъездной путь к предприятию по сборке легковых автомобилей «БелДжи». Он примкнул к подъездному пути Кузнечного завода тяжелых штамповок на станции Жодино. Уложено 2,5 км пути, объект подготовлен к сдаче. На станции Руденск строители сдают новый подъездной путь к элеватору местного завода комбикормов.
Ответственную работу выполнило предприятие на станции Минск-Пассажирский. Для обеспечения безопасности движения при сооружении тоннелей закрытым способом пути были взяты в подвесные пакеты – по осям перегонного тоннеля и двух тоннелей, соединяющих существующую станцию метро «Площадь Ленина» и строящуюся «Вокзальную». Эта работа будет продолжена: пакеты будут установлены по четырем путям перегона Минск-Сортировочный – Минск-Пассажирский (на Минск-Восточный и Минск-Южный) при сооружении перегонных тоннелей от станции метро «Вокзальная» до станции метро «Ковальская Слобода».

Дворец спорта «Уручье»

Строители СМП-738 внесли свой вклад и в развитие метрополитена. Они в полном объеме выполнили путевое развитие электродепо «Могилевское», обслуживающего Автозаводскую линию, а также реконструкцию здания электродепо «Московское». В июле 2016 года сдан построенный СМП-738 объект – железнодорожные пути завода по производству сульфатно-беленой целлюлозы на базе Светлогорского целлюлозно-бумажного комбината.

Впереди – новые объекты

СМП-738 выиграл тендер на сооружение подъездного пути протяженностью 3,5 км к объектам гипсового завода на станции Гатово. Также начинается строительство путей широкой колеи от станции Руденск до станции Перегрузочная ПРУТП «Сергеевичское». Но самой значительной стройкой будет объект ОАО «Беларуськалий» – железнодорожная инфраструктура Петриковского горнообогатительного комплекса. Он включает реконструкцию станции примыкания Муляровка с укладкой четырех новых путей и подъездного пути с промышленной станцией на 20 путей и 32 стрелки. Начало работ – в марте 2017 года.
Важное значение имеет и собственное развитие. В связи с переустройством главного пути перегона Минск-Северный – Минск-Сортировочный все производственные здания СМП-738 попали под снос. Новая производственная база сооружается на отведенной площадке на станции Колядичи.
На балансе предприятия – один тепловоз ТГМ1, две автодрезины, три железнодорожных крана – КДЭ-161, КДЭ-163, ЕДК. Парк автомашин, автокранов, бульдозеров, погрузчиков, экскаваторов составляет 42 единицы и постоянно пополняется. в 2016 году приобретено пять новых самосвалов МАЗ, длинномерный трейлер, автобус, в прошлом году – два миксера, погрузчик ТО, автокран, трейлер.
СМП-738 – это коллектив строителей-профессионалов. Сегодня здесь трудится 309 человек. Около 50 строителей – путейцы и механизаторы. Начальник СМП-738 Григорий Савченко, обладатель звания «Почетный транспортник», работает в этой должности с 2005 года, а на предприятии – с 1980-го.
В руководстве – как молодежь, так и опытные работники. Пример подают прораб Илья Сельвич, мастер Виктор Утенков, руководитель путевого участка – старший прораб Иван Афанасенко, прорабы Александр Андрусевич, Виктор Каральчук, бригадир Александр Сыман, начальник планово-экономического отдела Ольга Дубовик. СМП-738 стал кузницей руководящих кадров. Коллектив столичного СМП-738 ОАО «Трест Белтрансстрой» сегодня готов выполнять задачи любой сложности.

Леонид ЛЕГЧЕКОВ

Яндекс.Метрика