Когда успех – закономерность
В следующем году локомотивное депо Брест планирует приступить к обновлению цеха ТО-3 – ТР-1 тепловозов М62. Кроме того, здесь завершат уже начатый внутренний ремонт дома отдыха локомотивных бригад.
Благодаря этому для машинистов и их помощников будут созданы комфортные условия для отдыха. Немало у коллектива и текущих задач – выполнение плана ремонта тепловозов и моторвагонного подвижного состава (МВПС), а также обеспечение безопасности движения поездов. К слову, есть и другие поводы рассказать об этом уникальном предприятии, которому исполнилось 145 лет.
Расширяя возможности
К концу года коллектив предприятия подходит с достойным результатом – за 11 месяцев выполнены два основных показателя: по объему перевозок – на 106% к плану, по ремонту локомотивов, МВПС – на 101,8%.
Освоили и текущий ремонт пассажирского тепловоза 2М62УМК – специально для этого оборудовали линию для сборки колесно-моторных блоков. Сейчас депо успешно выполняет обновление локомотивов этой серии и всех индексов для многих организаций Белорусской магистрали.
– Наши мощности позволяют выполнять капитальные, текущие ремонты и техническое обслуживание тепловозов М62, 2М62, 2М62К, а также техническое обслуживание тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3т и дизель-поездов. Мы единственные на Белорусской магистрали специализируемся на восстановительном ремонте кранов на железнодорожном ходу, – с гордостью рассказывает начальник локомотивного депо Брест Михаил Бахуревич. – Для обеспечения высокого качества работы и внедрения современных технологий постоянно развиваем ремонтную базу.
Кроме ремонтных работ предприятие осуществляет пассажирские и грузовые перевозки на участках до станций Минск, Барановичи, Лунинец, Влодава, Пинск, Заболотье, Белоозерск, Дубица, Высоко-Литовск, Оранчицы, украинской станции Ковель и польской Малашевиче. Выполняет маневровую работу на станциях Брест-Северный, Брест-Восточный, Брест-Центральный, Жабинка, Янов-Полесский, Пинск, Береза-Картузская, Ивацевичи. Также специалистов и технику депо привлекают другие предприятия. В частности, ПМС-289, Брестская и Жабинковская дистанции – для ремонта пути, также – вагонное депо. Основу приписного парка составляют 34 тепловоза серии ЧМЭ3 (из них четыре для эксплуатации по колее 1435 мм), восемь локомотивов М62, семь – 2М62К, три – ТМЭ3. Имеется 16 шестивагонных составов дизель-поездов ДР1П и ДР1А, три мини-дизель-поезда в трехвагонном исполнении и два крана на железнодорожном ходу.
Качество – на высокий уровень
– Большое внимание на предприятии уделяется совершенствованию ремонта, – продолжает Михаил Михайлович. – На основных и вспомогательных производствах освоены технологические процессы восстановления внутренних поверхностей моторно-осевых подшипников и буртов методом заливки баббитом, корпусов масляных насосов – с помощью аргонной сварки, стержней клапанов дизелей – хромированием, тарелок клапанов и полумуфт объемных нагнетателей дизелей – напылением. На предприятии создан участок по отливке резинотехнических изделий, позволивший исключить закупку некоторых из них за пределами Беларуси. В прошлом году после модернизации открыли цех по капитально-восстановительному ремонту кранов на железнодорожном ходу, в котором созданы все условия для нормальной работы.
Достижением коллектива стало внедрение на предприятии системы менеджмента качества технического обслуживания ТО-3 и текущего ремонта ТР-1 моторвагонного подвижного состава, соответствующей требованиям СТБ ISO 9001-2009. В этом году в депо проведен сертификационный аудит, позволивший еще на три года продлить работу по ТО-3 и ТР-1. Также здесь действуют системы управления охраной труда, техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов, МВПС, перевозками грузов и пассажиров, соответствующие требованиям СТБ 18001-2009.
Сквозь призму веков
Свое начало предприятие берет с открытия в 1871 году железнодорожного сообщения Москва – Смоленск – Брест. Для обслуживания локомотивов было сооружено небольшое деревянное здание (на два паровоза) с помостами и лестницами, которое в то время по аналогии с конной тягой именовалось «стойлом».
За первое десятилетие в связи с ростом объемов перевозок построили новое паровозное депо веерного типа с поворотным кругом. На постоянной «прописке» здесь находились пассажирские паровозы типа 1-2-0 и грузовые 0-3-0. В начале XX века обслуживание техники осуществлялось уже в двух депо – Брест-Центральный и Брест-Восточный. К слову, эти два подразделения существуют до сих пор. На протяжении более сотни лет первое специализируется на ремонте пассажирского подвижного состава, а второе – грузового и маневрового.
После окончания Великой Отечественной войны предприятие обеспечивало обслуживание локомотивов на стратегическом западном направлении. Условия работы в то время были непростые – не хватало запасных частей, материалов, инструмента, отсутствовали грузоподъемные механизмы. Все ремонтные работы выполнялись в основном под открытым небом. Тем не менее задача по обеспечению непрерывного движения поездов успешно выполнялась.
В 1950-х годах, после того как депо присоединилось к движению машинистов-тяжеловесников, о нем узнали во всем СССР. Особая заслуга в этом машиниста Федора Фадеева, который первым на предприятии повел поезд весом 4,5 тыс. тонн. Спустя несколько лет он был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда.
В 1961 году на смену паровозам приходит первый тепловоз венгерской постройки ВМЭ1, потом стали появляться и другие – магистральные (серии ТЭ2). Эти машины ознаменовали переход с паровозной тяги на тепловозную. В 80-е годы был электрифицирован участок Брест – Москва: важное значение в обеспечении перевозок сыграло локомотивное депо. На смену тепловозам пришли электровозы. В последующие годы предприятие увеличивает объем работы в пассажирском и грузовом сообщении.
В течение 1997 – 2003 годов в депо выполнена реконструкция – были заменены пути, сданы в эксплуатацию цех ремонта дизель-поездов, новый трехэтажный административный корпус, модульная котельная, комплексы по сушке и раздаче песка, моечные, очистные сооружения. В 2005 году построен новый объединенный цех подъемочного и капитального ремонта тепловозов М62, оснащенный многими вспомогательными отделениями. Приобретены парогенераторы – энергосберегающее оборудование, позволившее снизить затраты на ресурсы.
В команде только профессионалы
– Наш коллектив сплоченный, а самое главное – профессиональный, – отметил руководитель предприятия Михаил Бахуревич. – Немалая роль в обеспечении качества перевозок и выполнении требований безопасности движения отводится обучению сотрудников – как эксплуатирующих подвижной состав, так и обеспечивающих обслуживание и ремонт. С этой целью отправляем людей на подготовку и переподготовку.
На предприятии особенно гордятся трудовыми династиями Богуш, Заболотиных, Ковалевич, Агнищенко, Олещук. Большой вклад в развитие его базы внесли ветераны, которые восстанавливали хозяйство в послевоенное время и развивали в советский период. Славится депо и передовиками производства. В этом году Почетной грамотой Белорусской магистрали отмечены помощник машиниста Дмитрий Мацкевич, слесарь Сергей Игнатович, техник Светлана Соловьян. Благодарность начальника дороги объявлена слесарю Николаю Курочке, обмотчику элементов электрических машин Федору Епишко. Знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi» награжден слесарь Павел Степура. Нагрудным знаком отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени отмечен труд приемщика локомотивов Олега Горбуна, а слесарь Николай Яренко получил этот же знак I степени. Машинисту электропоезда Михаилу Альшевскому, машинисту электровоза Андрею Арендаруку, машинисту дизель-поезда Юрию Свиржевскому и машинисту-инструктору Анатолию Билитюку вручены знаки «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км».
По словам заместителя начальника депо Андрея Савчука, предприятие сильно не только в производстве, но и в культурной жизни, в спорте. К примеру, в этом году работники заняли первые места в отделенческой спартакиаде по настольному теннису и волейболу. Стоит отметить также, что команда депо по волейболу выступает в первой лиге городского чемпионата. В нынешнем сезоне она уже выиграла два матча у представителей школы спортивных резервов.
Юрий ФЕДОРЕНКО