Вызвать срочно – и днем, и ночью
…Екатерина Мышковец ждет гостей, поэтому суетится, накрывая стол. Я внимательно наблюдаю за живой и энергичной женщиной в красивом наряде и не могу поверить, что ей 92 года. В уверенных движениях – ни намека на усталость, а в глазах такой блеск, будто все самое интересное в жизни еще впереди.
Екатерина Тимофеевна родилась в 1924 году в деревне Старые Новоселки Калинковичского района. Семья была обычная, крестьянская, многодетная. О голоде и холоде знали не понаслышке, хотя родители работали, не покладая рук.
В войну отца Екатерины Тимофеевны – Тимофея Николаевича – забрали на фронт. В конце 1943 года он попал в плен, и семья несколько лет ничего не знала о его судьбе. Мать – Александра Ефремовна – осталась одна с детьми, а их у нее было семеро.
Больше всего женщина переживала за 17-летнюю дочь Екатерину, которую хотели угнать на принудительные работы в Германию. Выход нашелся неожиданно: девушка вышла замуж за односельчанина, который таким образом тоже избежал рабочих лагерей – семейные пары фашисты не трогали. Сколько таких семей было создано за годы войны? Сотни, тысячи… По-разному сложилась у всех судьба – одни жили счастливо, другие просто терпели друг друга, третьи практически сразу же разбегались. Последнее случилось с Екатериной Тимофеевной:
с мужем они разошлись через несколько дней после Победы. Хотя она честно старалась сохранить скоропалительный брак, в котором у нее родился единственный ребенок – дочь Валентина.
– В деревнях в то время жили бедно, поэтому я подалась в Василевичи, где несколько лет отработала на торфозаводе, – вспоминает собеседница. – Дочь с собой не взяла. Мама уговорила оставить ее в Старых Новоселках, чтоб я могла спокойно бегать и на ночные смены, и на подработку. Тогда же каждая копейка была на счету, особенно в семье, где не было крепкого мужского плеча. Отец мой, вернувшись домой из немецкого плена, пожил всего несколько месяцев: он умер от брюшного тифа.
В 1951 году Екатерина Тимофеевна устроилась в локомотивное депо Калинковичи вызывающей локомотивных бригад. И в этой должности, которой сегодня на магистрали нет, работала более тридцати лет. Вспоминает, что за машинистами и помощниками приходилось бегать домой, ведь телефоны в квартирах имелись у единиц, а дежурной машины в депо и вовсе не было.
– В ту пору на смене работали три вызывающих. Сидели в разных местах и обслуживали три района: Подольский, Центральный и 5-й стройучасток, – вспоминает Екатерина Тимофеевна. – Мы получали указание от нарядчика о вызове на работу определенной бригады. И если сегодня благодаря мобильным телефонам машинист и помощник в явочное время вовсе не обязаны находиться дома, то тогда это было обязательным условием работы. Вызывающие бежали за ними и днем, и ночью – в дождь, в снег, в мороз. Я тогда в городе знала все закоулки. Хорошо, если бригада попадалась ответственная и ожидала вызова. А сколько случаев было: прибегаю – нет никого. Спешу назад в депо, чтобы нарядчик быстрее искал замену. Он дает мне следующий адрес, и я снова отправляюсь в путь. Двух пар обуви на каждую пору года было мало. Выбирала крепкие, надежные резиновые сапоги или мужские кирзовые ботинки.
Со временем, благодаря телефонизации и служебному транспорту, должность сократили. Остались только дежурные по депо и нарядчики локомотивных бригад.
Сегодня, когда Екатерина Мышковец начинает рассказывать о своей работе, все удивляются: неужели была такая профессия? Многие о ней никогда не слышали. Людям сложно поверить, что еще лет сорок назад таким образом приходилось вызывать машинистов и помощников в поездку.
Екатерина Тимофеевна вышла на заслуженный отдых в 1984 году. За многолетний труд на Белорусской железной дороге отмечена медалью «Ветеран труда».
Татьяна ЗУБЕЦ