Большое сердце
Изо дня в день, из дома в дом медицинские сестры милосердия навещают своих подопечных. Как-то задалась мыслью: сколько же людей у меня было за эти годы на учете?
Вспомнила более пятидесяти фамилий, подняла старые записи – получилось больше. И за каждой – своя судьба, своя жизненная дорога. Они, возможно, не были уникальными. Эти люди, как и сотни тысяч других, познали ужасы войны и радость мирного труда, семейное счастье или разочарование… Но каждый из них – Личность. Маленькими историями больших человеческих судеб хочется сегодня поделиться с читателями отраслевой газеты. В этой публикации я умышленно избегала имен и фамилий: многие подопечные уже ушли из жизни, но остались их родственники. Не хочется вновь напоминать им о горечи утраты.
Улыбался… глазами
…Этот человек родился в 1917 году. Детство и юность прошли в украинском селе. Родители были рады, когда сын поступил в фельдшерскую школу. Но медиком ему стать было не суждено, хотя «Гаудеамус», гимн студентов, он и в свои 97 лет(!) декламировал наизусть.
Позвала авиация, и парень поступил в летное училище. Во время войны обучал курсантов летному делу, хотя сам был еще совсем молодым. Его дальнейшая судьба была связана с армией.
Выйдя в отставку, возглавлял штаб гражданской обороны в железнодорожном узле, преподавал в школе военную подготовку, активно участвовал в ветеранской жизни города.
Я брала его на учет по ходатайству совета ветеранов несколько раз. Первый – когда ветеран остался вдовцом, прожив с супругой более сорока лет. Детей у них не было, а племянники жили в Украине и России.
…В тот день меня встретил высокий военной выправки человек, который улыбался… глазами. Его интеллигентность, вежливость, деликатность и мудрость располагали к долгим беседам и общению. Из разговора стало понятно, что его отец умер совсем молодым, мама осталась с тремя детьми на руках (в семье были также две младшие сестры). Дочери выросли и нашли свою дорогу, а мама прожила всю свою жизнь с сыном и его женой. Ветеран вспоминал гарнизоны и воинские части, когда приходилось ютиться в тесной комнатушке. И всем хватало места, жили дружно, принимали гостей. А потом бесконечно радовались новой двухкомнатной квартире. Вспоминал, как трижды был на волоске от смерти, но судьба отводила беду. Ветеран живо интересовался новостями, много читал, разгадывал кроссворды, вел здоровый образ жизни. Соседи шутили: «Видно, хочет сто лет прожить!». Но жизнь не стоит на месте, даже когда тебе за семьдесят пять. В его жизни появилась женщина, которая стала ему второй женой. И он мне признался, что теперь у него есть человек, который будет с ним рядом, будет за ним ухаживать. Долго извинялся и попросил снять его с обслуживания. Прошло десять лет. Мне снова позвонили из совета ветеранов и попросили взять ветерана на учет. Оказалось, его жена ушла из жизни. Он снова остался один.
Эльвира Шабанова – медицинская сестра милосердия Лидской узловой организации Красного Креста. На протяжении 27 лет она оказывает различную помощь пожилым людям.
Еще в детстве Эльвира Николаевна решила стать медиком. После десятилетки подала документы в Слонимское медицинское училище, которое окончила с отличием. Посвятила свою жизнь служению людям. Сегодня у Эльвиры Шабановой несколько ветеранов-железнодорожников. Каждый ее день расписан по часам, она посещает 7-8 своих подопечных. И график постоянно корректируется. Пожилые люди ей звонят в любое время, она тоже держит с ними связь. Как здоровье, какие нужны лекарства, продукты… И в праздники, и в будни она находится на волне добра и милосердия. За годы работы с ветеранами узнала подробности их жизненного и трудового пути, не забывает поздравлять с памятными датами. По сути, стала для них родным человеком. В беседе с корреспондентом «Железнодорожника…» Эльвира Николаевна как-то призналась: «Глядя на этих замечательных людей, самой хочется быть лучше…»
Я выполняла свою работу. Мы встретили 95-летний юбилей в кругу людей, которые ему помогали и стали почти родными. Годы шли: 96 лет, 97, 98… К сожалению, до своего 99-летия он не дожил буквально полгода. Ушел из жизни во сне. Скромный, порядочный человек с большим сердцем.
Вера и верность
…Эту супружескую пару я взяла на обслуживание в июне 2008 года. Они прожили долгих 60 лет в мире и согласии, что само по себе говорит о многом. Муж занимал руководящие должности, она была домохозяйкой, многие десятилетия посвятив семье и воспитанию племянников.
Судьба распорядилась так, что детей они не имели. Но души не чаяли в племянниках, которые, к счастью, оказались людьми благодарными и внимательными, хоть и жили далеко. Приезжали на каникулы, а позже – и в отпуск, уже со своими детьми. Однажды мужчина позвонил мне и сказал: «Берите меня на буксир, я один не справляюсь… Здоровье супруги ухудшилось». После больницы ее выписали домой. Придя к ним, я увидела растерянного, взволнованного человека. Ему предстояло жить по-новому, выполнять роль домохозяйки, сиделки, медсестры.
Путь к выздоровлению был долгим, но мы верили в лучшее. Большим успехом считали то, что однажды женщина смогла сделать два шага от кровати к окну. Она держалась за подоконник и несколько минут смотрела на улицу. Приходя каждое утро, я видела, что завтракала она прямо в кровати, сидя за небольшим столом. Он шутил: «Завтрак, обед и ужин – в постель!». Казалось, дела шли на поправку. Но вдруг на левой ноге появилось маленькое синее пятно. Женщина много лет болела сахарным диабетом, и это пятно сразу вызвало тревогу. Врач, приехавший на консультацию, подтвердил наши опасения. Ей предложили госпитализацию, от которой она категорически отказалась. Женщина похудела, стала плохо кушать, а он научился делать ей инъекции. Я приходила к ним каждый день, помогала и поддерживала эту супружескую пару. Он так нежно заботился о ней, она стойко переносила боль… Это удивительные люди, которые прошли вместе долгий путь, и даже в самых трудных ситуациях сохраняли лучшие человеческие качества. Через всю свою долгую жизнь они пронесли любовь и верность, которые сплотили их в единое целое.
…Таких историй за годы моей работы набралось немало. Медицинские сестры милосердия проживают их вместе со своими подопечными, и каждая судьба становится особой отметиной на их сердце. Видно, оно такое большое, что в нем хватает места всем, кто нуждается в помощи. Думаю, потому, что в эту профессию приходят однажды. А остаются – навсегда!
Эльвира
ШАБАНОВА