Апрель
Пн
19
2021

От деда – к внуку

Аккумуляторщику локомотивного депо Жлобин Александру Ходоренко любовь к профессии передалась от деда.

О своем родственнике он говорит кратко: «Мировой дедушка!». Матвей Хрисансович родился в 1911 году. Многие десятилетия своей жизни он посвятил железной дороге. Трудился в Жлобинском вагонном участке, в состав которого входил вагоноремонтный пункт станции Жлобин. В годы Великой Отечественной работал на санитарном поезде, был ранен. После войны продолжил работу в созданном вагонном депо, был удостоен знака «Отличный вагонник». Эту и многие другие награды дедушки Александр Ходоренко долгое время хранил как семейную реликвию. А затем решил передать их в музей местного вагонного депо: пусть и другие узнают о том, каким замечательным человеком был Матвей Хрисансович!
От дедушки Александр Анатольевич перенял не только любовь к магистрали, но и стойкость, твердость духа и верность однажды данному слову. Это очень пригодилось ему во время службы в армии. В 1982-м новобранцем отправился в Казахстан. Служил в ракетных войсках стратегического назначения. За отличное выполнение своих обязанностей был удостоен благодарности командования.
А по возвращении домой вспоминал своих наставников в Жлобинском СПТУ № 58. Поступил туда еще после восьмилетки в 1979-м. Специальность выбрал серьезную – «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Управлял комбайнами, другой техникой… Три года в училище Александр Анатольевич до сих пор считает одними из самых замечательных периодов в жизни. Знания и практический опыт, полученный в то время, пригодились ему в дальнейшей работе.
Любовь к технике и огромное трудолюбие – эти качества Александра Ходоренко оценили в локомотивном депо Жлобин. На предприятие он пришел в 1996 году.
– Аккумуляторщик? Для меня эта специальность была чем-то новым, неизвестным. Но я принял новый поворот судьбы как вызов: смогу! справлюсь! – эмоционален в своем повествовании железнодорожник.
Так и вышло. Были курсы повышения квалификации, знакомство со спецификой работы предприятия… И вскоре он понял: с выбором не ошибся.
…В своей жизни Александр Анатольевич не раз начинал все заново. Пробовал, испытывал и искал себя. После армии, в 1984 году, устроился на Жлобинскую птицефабрику трактористом. Хорошие специалисты там были очень нужны. Незаметно пролетело девять лет. А потом – вновь перемены: распался Советский Союз, и в независимой Беларуси открылись те возможности, о которых раньше не приходилось и мечтать. Александр Ходоренко подался в фермеры. За дело взялся с энтузиазмом, и немудрено: родился в деревне, знает и любит труд на земле. Но подводных камней оказалось слишком много, чтобы и дальше следовать своему желанию.
…На железной дороге он работает уже 20 лет. И считает, что нашел именно свою дорогу.
– Обслуживание аккумуляторов – это целая наука, – со знанием дела объясняет собеседник. – К примеру, раньше активно использовали кислотные, срок службы которых доходил до трех лет. В последнее время переходят на щелочные, которые при соответствующем обслуживании будут работать 15 – 20. К новым аккумуляторам – подход особый. Прежде всего нужно убедиться в отсутствии заводского брака, затем провести несколько технологических операций перед подготовкой к работе… При этом соблюдать технику безопасности и охрану труда. В общем, без опыта и знаний никак не обойтись.
Работники предприятия над каждым аккумулятором трудятся, словно хирурги над сердцем. По сути, так и есть: это устройство обеспечивает работу локомотива. В период пуска дизеля тяговый генератор или стартер работает в режиме двигателя, получая электрическую энергию от установленной на тепловозе аккумуляторной батареи. Кроме того, она предназначена для питания током цепей управления, электрических ламп, вспомогательных электродвигателей, когда не работает дизель тепловоза, а значит не работает и вспомогательный генератор. Таким образом, аккумуляторная батарея является вторым после дизеля источником энергии на тепловозе.
Александр Ходоренко – профессионал высокого класса. В одной смене с ним трудятся такие же мастера своего дела: Дмитрий Маслов и Александр Лохманов. Руководство депо ценит их за добросовестное отношение к труду. Как говорит сам Александр Анатольевич, различных наград и поощрений у него немало. Но благодарность начальника Гомельского отделения, которой он был отмечен в уходящем году, – первая и потому особенна дорога.
…Глядя на эту фотографию, невольно подумалось: дедушка Александра Ходоренко наверняка бы гордился тем, каким стал его внук.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика