Сентябрь
Чт
12
2024

Ровесница магистрали

Более тысячи гостей посетили в уходящем году музей станции Поречье.

Такой интерес к железнодорожному прошлому не случаен: именно от этого местечка до Гродно 154 года назад пролег 30-километровый участок новой стальной магистрали Санкт-Петербург – Варшава.
А 27 декабря 1862 года по территории Беларуси проследовал первый поезд. Вокзал на станции Поречье до сих пор сохранился в первозданном виде – полукруглые окна, плоские колонны и круглые балясины на крыше… Время здесь как будто остановилось. О том, что сегодня на дворе ХХІ век, напоминает лишь новенькая плитка на привокзальной площади да скатная крыша из металлочерепицы.

Билетный кассир Елена Велижинская рада каждому пассажиру

Начальник станции Василий Лазаренков приветливо встречает и пассажиров, и тех, кто интересуется историей магистрали. А в роли экскурсовода он выступает практически ежедневно. Но красноречивее слов железнодорожника о прошлом говорят экспонаты музея, которые уже несколько лет здесь собирают по крупицам. В экспозиции, разместившейся на 80 квадратных метрах, почетное место отвели раритетам: здесь хранится форма начальника станции и кондуктора, свечные и керосиновые сигнальные фонари, телеграфный аппарат Морзе и путевой инструмент. Но большая часть коллекции – это схемы, карты, исторические документы. Их Василий Федорович знает едва ли не наизусть, ведь он и сам искренне увлечен всем, что связано с прошлым железной дороги.

– На станцию я пришел в 1979 году. Работал составителем поездов, затем дежурным по станции. И вот уже семнадцать лет возглавляю ее, – рассказывает Василий Лазаренков. – Все это время интересовался историей Поречья. Какие-то подробности о жизни станции поведали старожилы местечка, но основной источник информации – это исторические документы. Много читаю, изучаю работы гродненских краеведов. Конечно, очень хотелось бы попасть в Центральный государственный исторический архив Литвы. Там больше всего материалов, связанных со строительством железной дороги Санкт-Петербург – Варшава, ведь во времена Советского Союза станция Поречье, хоть и находилась на белорусской земле, подчинялась Прибалтийской железной дороге.

Экскурсия проводит начальник станции Василий Лазаренков

По его словам, если внимательно изучать историю магистрали, можно найти немало уникальных фактов. К примеру, то, что строили ее французские инженеры, в числе которых было много поляков с французскими паспортами. Или то, что она сыграла немалую роль в национально-освободительном движении под предводительством Кастуся Калиновского: по дороге перевозили не только тюки и пакеты, но даже деньги и оружие – внутри двойных стен либо в двойных днищах вагонов.
Кстати, руководящие должности на дороге занимали французы и поляки, среди которых было немало сторонников Калиновского. Да и сам он неоднократно приезжал на разные участки железной дороги. Можно предположить, что бывал и на станции Поречье, которая в то время представляла собой большой – даже по современным масштабам – железнодорожный узел. Здесь было ремонтное депо, склады, пакгауз, поворотный круг, несколько служебных домов для персонала и железнодорожный клуб с большой библиотекой. В нем же проводились танцы, работали кружки художественной самодеятельности, был свой оркестр. На привокзальной площади по выходным и праздничным дням гудел базар, на который съезжался народ из близлежащих деревень и местечек. Тут же рядом была стоянка повозок, на которых отдыхающих возили в Друскининкай, ведь железнодорожную ветвь туда построили лишь в 30-е годы XX века. Лес, который со всех сторон обрамлял станцию, с первых же дней ее возникновения стал главным сырьем, которое экспортировалось в Англию, Германию, Бельгию. Но ключевым преимуществом станции Поречье было ее удобное географическое положение. До начала 90-х годов ХХ века поезда отсюда расходились по трем направлениям – Вильнюс, Друскининкай и Гродно. Причем каждый день курсировали 12 – 14 поездов, включая товарные. Сейчас станция принимает шесть пар региональных линий экономкласса, которые следуют по маршруту Гродно – Поречье – Узбережь. Ездят в них не только жители местечка, но и грибники, рыболовы, дачники. Природа здесь, как и полтора века назад, практически нетронутая. А еще среди пассажиров много отдыхающих: в Поречье расположены два санатория, база отдыха, детские оздоровительные лагеря. Сейчас, в канун новогодних праздников, здесь царят спокойствие и умиротворение. Василий Федорович признается, что в такие дни есть возможность пройтись по музею, оценить, что уже сделано и что еще предстоит.

Один из старших работников — дежурный по станции Геннадий Кисель

– Мы стараемся постепенно пополнять наши фонды. И очень благодарны руководству магистрали за поддержку. Особенно начальнику Белорусской железной дороги Владимиру Морозову. Его подарки – барельефы «История Российских железных дорог, наркомы и министры путей сообщения в лицах» и первая карта железных дорог России – в нашем музее на почетном месте, – с уважением говорит Василий Лазаренков. – Немалую работу по популяризации и развитию музея проводит и заместитель начальника объединенной станции Гродно Елена Целюк. Она тоже интересуется историей и может легко выступить в качестве экскурсовода.
Впрочем, в пополнении экспозиции участвуют работники всего Гродненского узла. Путейцы, к примеру, недавно передали на станцию рельсу производства Демидовского завода. После небольшого обновления она тоже займет свое место в музее. К реставрации готовятся еще несколько раритетов, но работники станции пока их держат в секрете.
– Есть в истории нашей станции еще одна интересная страница: в советское время сюда почти ежегодно приезжали съемочные группы «Беларусьфильма» и Литовской киностудии. В Поречье снимались фильмы «Зимородок», «Двое на острове слез», «Меня зовут Арлекино», «Живой срез». Во многих сценах мелькает и наше здание, – присоединяется к разговору дежурный по станции Юлия Мазец, самая молодая в коллективе из семи работников. – Потому, не исключено, что в будущем мы сможем посоперничать и с любимой кинематографистами станцией Дубица.
Станет ли Поречье съемочной площадкой для какого-нибудь белорусского фильма, судить пока сложно. Зато с уверенностью можно сказать, что уже в наступающем году гостей на станции прибавится – она, равно как и вся Белорусская магистраль, отметит свой 155-й день рождения.

Яндекс.Метрика