Ровесница магистрали
Более тысячи гостей посетили в уходящем году музей станции Поречье.
Такой интерес к железнодорожному прошлому не случаен: именно от этого местечка до Гродно 154 года назад пролег 30-километровый участок новой стальной магистрали Санкт-Петербург – Варшава.
А 27 декабря 1862 года по территории Беларуси проследовал первый поезд. Вокзал на станции Поречье до сих пор сохранился в первозданном виде – полукруглые окна, плоские колонны и круглые балясины на крыше… Время здесь как будто остановилось. О том, что сегодня на дворе ХХІ век, напоминает лишь новенькая плитка на привокзальной площади да скатная крыша из металлочерепицы.
Начальник станции Василий Лазаренков приветливо встречает и пассажиров, и тех, кто интересуется историей магистрали. А в роли экскурсовода он выступает практически ежедневно. Но красноречивее слов железнодорожника о прошлом говорят экспонаты музея, которые уже несколько лет здесь собирают по крупицам. В экспозиции, разместившейся на 80 квадратных метрах, почетное место отвели раритетам: здесь хранится форма начальника станции и кондуктора, свечные и керосиновые сигнальные фонари, телеграфный аппарат Морзе и путевой инструмент. Но большая часть коллекции – это схемы, карты, исторические документы. Их Василий Федорович знает едва ли не наизусть, ведь он и сам искренне увлечен всем, что связано с прошлым железной дороги.
– На станцию я пришел в 1979 году. Работал составителем поездов, затем дежурным по станции. И вот уже семнадцать лет возглавляю ее, – рассказывает Василий Лазаренков. – Все это время интересовался историей Поречья. Какие-то подробности о жизни станции поведали старожилы местечка, но основной источник информации – это исторические документы. Много читаю, изучаю работы гродненских краеведов. Конечно, очень хотелось бы попасть в Центральный государственный исторический архив Литвы. Там больше всего материалов, связанных со строительством железной дороги Санкт-Петербург – Варшава, ведь во времена Советского Союза станция Поречье, хоть и находилась на белорусской земле, подчинялась Прибалтийской железной дороге.
По его словам, если внимательно изучать историю магистрали, можно найти немало уникальных фактов. К примеру, то, что строили ее французские инженеры, в числе которых было много поляков с французскими паспортами. Или то, что она сыграла немалую роль в национально-освободительном движении под предводительством Кастуся Калиновского: по дороге перевозили не только тюки и пакеты, но даже деньги и оружие – внутри двойных стен либо в двойных днищах вагонов.
Кстати, руководящие должности на дороге занимали французы и поляки, среди которых было немало сторонников Калиновского. Да и сам он неоднократно приезжал на разные участки железной дороги. Можно предположить, что бывал и на станции Поречье, которая в то время представляла собой большой – даже по современным масштабам – железнодорожный узел. Здесь было ремонтное депо, склады, пакгауз, поворотный круг, несколько служебных домов для персонала и железнодорожный клуб с большой библиотекой. В нем же проводились танцы, работали кружки художественной самодеятельности, был свой оркестр. На привокзальной площади по выходным и праздничным дням гудел базар, на который съезжался народ из близлежащих деревень и местечек. Тут же рядом была стоянка повозок, на которых отдыхающих возили в Друскининкай, ведь железнодорожную ветвь туда построили лишь в 30-е годы XX века. Лес, который со всех сторон обрамлял станцию, с первых же дней ее возникновения стал главным сырьем, которое экспортировалось в Англию, Германию, Бельгию. Но ключевым преимуществом станции Поречье было ее удобное географическое положение. До начала 90-х годов ХХ века поезда отсюда расходились по трем направлениям – Вильнюс, Друскининкай и Гродно. Причем каждый день курсировали 12 – 14 поездов, включая товарные. Сейчас станция принимает шесть пар региональных линий экономкласса, которые следуют по маршруту Гродно – Поречье – Узбережь. Ездят в них не только жители местечка, но и грибники, рыболовы, дачники. Природа здесь, как и полтора века назад, практически нетронутая. А еще среди пассажиров много отдыхающих: в Поречье расположены два санатория, база отдыха, детские оздоровительные лагеря. Сейчас, в канун новогодних праздников, здесь царят спокойствие и умиротворение. Василий Федорович признается, что в такие дни есть возможность пройтись по музею, оценить, что уже сделано и что еще предстоит.
– Мы стараемся постепенно пополнять наши фонды. И очень благодарны руководству магистрали за поддержку. Особенно начальнику Белорусской железной дороги Владимиру Морозову. Его подарки – барельефы «История Российских железных дорог, наркомы и министры путей сообщения в лицах» и первая карта железных дорог России – в нашем музее на почетном месте, – с уважением говорит Василий Лазаренков. – Немалую работу по популяризации и развитию музея проводит и заместитель начальника объединенной станции Гродно Елена Целюк. Она тоже интересуется историей и может легко выступить в качестве экскурсовода.
Впрочем, в пополнении экспозиции участвуют работники всего Гродненского узла. Путейцы, к примеру, недавно передали на станцию рельсу производства Демидовского завода. После небольшого обновления она тоже займет свое место в музее. К реставрации готовятся еще несколько раритетов, но работники станции пока их держат в секрете.
– Есть в истории нашей станции еще одна интересная страница: в советское время сюда почти ежегодно приезжали съемочные группы «Беларусьфильма» и Литовской киностудии. В Поречье снимались фильмы «Зимородок», «Двое на острове слез», «Меня зовут Арлекино», «Живой срез». Во многих сценах мелькает и наше здание, – присоединяется к разговору дежурный по станции Юлия Мазец, самая молодая в коллективе из семи работников. – Потому, не исключено, что в будущем мы сможем посоперничать и с любимой кинематографистами станцией Дубица.
Станет ли Поречье съемочной площадкой для какого-нибудь белорусского фильма, судить пока сложно. Зато с уверенностью можно сказать, что уже в наступающем году гостей на станции прибавится – она, равно как и вся Белорусская магистраль, отметит свой 155-й день рождения.