Магия бисерной фантазии

Машинист локомотивного депо Калинковичи Сергей Холупко вышивает бисером удивительные по красоте иконы и пейзажи. Он уверен, что вышивка – как хорошая книга: затягивает, не оторвешься.

В сознании большинства людей вышивка – сугубо женское занятие. Несмотря на такой стереотип, футболу и рыбалке железнодорожник предпочел рукоделие и за короткое время кропотливое увлечение освоил не хуже любой мастерицы. Более того, своим примером «заразил» домочадцев. Супруга, которая поначалу скептически отнеслась к увлечению мужа, сама взяла в руки иголку и пяльцы.
– Вдохновили меня картины, вышитые дочерью моей знакомой, – вспоминает Сергей Николаевич. – Она и посоветовала: хочешь «отключиться» от рабочих проблем – займись вышивкой. И я сделал первый шаг – купил готовый набор с небольшой схемой и уже подобранными нитками. На картину «Монастырь» ушло пару недель. Первая удача подстегнула взяться за работу размером покрупнее. Конечно, и времени на ее создание ушло больше.
Постепенно железнодорожник так увлекся новым хобби, что разработанных схем ему стало не хватать, хотелось придумывать, создавать что-то свое. И Сергей Николаевич сделал ставку исключительно на авторские работы.
– У тещи сохранилось много старых журналов «Работнiца i сялянка», где практически в каждом номере публиковались схемы вышивки, – поясняет машинист. – Оттуда и черпаю идеи. Сначала рисую на миллиметровой бумаге, а потом переношу на канву. Хочу освоить компьютерную программу, с помощью которой можно создавать схемы с фотографий.
О вышивке бисером Сергей Холупко знает практически все. С увлечением рассказывает, какая бывает канва, какой бисер лучше использовать. У него накопилось много его разновидностей: по цвету, размеру. Есть круглый, рубленый, от мелкого, который называют «зерном», до крупного – бисерных бусин.
Занятие это очень кропотливое. Да и профессия машиниста не позволяет сидеть за пяльцами каждый день. Поэтому за три года создано не так уж много работ. Но каждая – уникальная и появилась на свет неслучайно. Первую картину «Монастырь» Сергей Николаевич оставил себе на память. А остальные создавались уже исключительно в подарок родным и друзьям.
Особая гордость железнодорожника – вышитые бисером иконы. Каждому приятно получить такой эксклюзивный подарок.
– Иконы именные – это не только красивый и оригинальный подарок, но и своего рода охранная грамота, – объясняет Сергей Николаевич. – Они служат своеобразным оберегом, который защищает дом и его владельца от зла и негатива. Первую икону «Скорбящая Богоматерь» я вышил специально для лидера нашего профкома Ирины Рудольфовны в благодарность за ее отзывчивость, внимательное отношение
к людям. Затем появились и другие работы: для тещи – икона с изображением Святой Нины, для внучатого племянника – Святого Иоанна Предтечи, для племянницы – Святой Екатерины. Последнюю икону «Святой князь Игорь» вышил для сына в подарок к Рождеству.
Сергей Николаевич – человек верующий, к ликам святых относится трепетно.
– Икона – это не просто вышитая картина, а образ, который несет определенную смысловую нагрузку. И к такой вышивке человек не только должен морально «созреть», но и, соответственно, духовно подготовиться, – объясняет мастер. – Прежде чем начать вышивку, следует получить благословение священника. А затем готовую икону нужно освятить в церкви, иначе это будет просто картина на религиозную тему. Еще один важный момент – знание символики и правил цвета, используемого в вышивке икон.
К примеру, серый никогда не использует в иконописи. Он, словно смешав в себе черное и белое, зло и добро, становился цветом неясности, пустоты, небытия.
У Сергея Николаевича давно сформировалось правило: накануне рейса обязательно выкроит хотя бы час свободного времени для любимого хобби. Это помогает привести мысли в порядок, отдохнуть и настроиться на работу.
В локомотивное депо Калинковичи Сергей Холупко пришел в 1988 году после окончания Гомельского железнодорожного училища. К слову, в учебное заведение мой собеседник поступил сразу после школы, еще в 1984-м. Но после первого курса всех ребят призвали в армию. Сергей Николаевич попал в воздушно-десантные войска, его дивизия дислоцировалась в Кабуле. Охраняли от бандформирований правительственные объекты города и прилегающие к нему дороги. За блестящее выполнение боевой операции Сергей Холупко отмечен медалью «За боевые заслуги».
После возвращения из Афганистана восстановился и успешно окончил отраслевое училище. В локомотивном депо начинал помощником машиниста, а спустя четыре года самостоятельно повел поезда.
Несмотря на увлечение вышивкой, машинисту свойственны и другие интересы: он хорошо разбирается в радиотехнике, с легкостью исправит поломку в любом бытовом приборе, увлекается фотоделом. На даче скамейки, полочки и беседку тоже сделал своими руками.
Прятать в шкатулку нитки с иголками и бисером Сергей Николаевич в ближайшем будущем не собирается. Творческие планы не дают покоя. Мечтает, как и подобает любому машинисту, создать картину о железной дороге. Уже есть некоторые задумки.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика