Верность любимому делу

На протяжении пяти поколений железнодорожники Горевские верны профессии машиниста.

Родоначальник династии — машинист паровоза Василий Горевский

К семейной истории у них отношение трепетное – по наследству передаются фотографии, грамоты и даже газетные вырезки.
– Есть в домашнем архиве снимок вековой давности. На нем мой прадед Василий, машинист паровоза из Одессы, родоначальник нашей династии, – внимательно рассматривает семейное наследие Александр Горевский (он долгие годы был машинистом тепловоза локомотивного депо Витебск). – А вот этот снимок датирован 1926-м. Здесь моему отцу – в будущем тоже машинисту – всего год. Фотографии, конечно, не лучшего качества, потертые, но зато какая память! Сохранился и оригинал украинской периодики за 1968 год: в нем заметка о моем дедушке Сергее Васильевиче – машинисте паровоза депо Котовск (Одесская область).
В 1937-м его наградили орденом Ленина, во время войны он водил составы к линии фронта. Помогал ему и мой отец – был кочегаром…
Много горя принесло военное лихолетье, не обошла беда и семью Горевских. Во время одной из бомбежек осколком смертельно ранило супругу Сергея Васильевича, на руках она тогда держала дочь Людмилу. Девочка выжила… После войны Горевские вернулись в родной Котовск. Отец и сын – Сергей Васильевич и Николай – работали в одном депо.
Николай Горевский освоил профессию помощника машиниста, после в Одессе выучился на машиниста и начал самостоятельно управлять грузовыми, потом и пассажирскими поездами. К тому же он в числе первых отправился учиться водить тепловоз.
Так совпало, что и жену Николай Горевский выбрал из семьи железнодорожников. У сибирячки Валентины Николаевны отец тоже был машинистом. Начальником станции Кодыма трудился и муж ее тети. Кстати, к ней в Котовск и приехала однажды Валентина на каникулы. В этом украинском райцентре в один из летних вечеров, на танцах, она и встретила свою вторую половинку. Молодые сразу понравились друг другу, и даже расстояние не помешало любви. Не испугал супругов и тяжелый послевоенный быт. Один за другим родились дети: в 1948-м – Анатолий, через год – Александр.

В верхнем ряду — Александр с отцом Николаем, в нижнем — Сергей Васильевич с супругой (слева) и невесткой

– Мне даже спать было негде, поэтому мама сделала кровать из корыта, – продолжает Александр Николаевич. – А когда отец возвращался из поездки, она быстро стирала его одежду и сушила: другого комплекта на замену не было. Лишь когда мы пошли в школу, семья получила двухкомнатную квартиру. Помню, там во дворе дома стоял даже теннисный стол.
Родители воспитывали ребят в строгости, приучали к порядку. «Мать говорила: «Ночью отец возвращается, принесите свежей воды». Бидон в руки – и идем», – вспоминает Александр Николаевич.
Любили братья проводить время у дедушки, который брал внуков на рыбалку. А также давал ребятам первые уроки по ремонту техники.
– Хоть он и самоучка, но был грамотным механиком, – замечает мой собеседник. – А после выхода на пенсию работал комендантом железнодорожного пансионата, который находился на самом берегу моря. Потом, когда мы уже жили в Беларуси, постоянно гостили у него на каникулах. Иногда дед и сам навещал нас. Вот даже и фото есть. Сделано оно в день моих проводов в армию. Ноябрь. А он к нам с виноградом и арбузами.
В Витебск семья Горевских переехала в 1965 году. К тому времени Николай Сергеевич уже имел опыт работы на тепловозе. «Отец всех машинистов и обкатывал, его участком был Витебск – Даугавпилс», – говорит Александр Николаевич. Перед пенсией Николай Сергеевич трудился оператором котельной депо, на заслуженный отдых ушел в 75 лет. «На работе его все уважали, – вспоминает сын. – Ловкий, быстрый – у отца спорилось любое дело. А еще и скромный: не любил выставлять напоказ свои достижения. Мы, в свою очередь, всегда старались брать пример с отца».

Александр и Галина Горевские

– Какие черты характера Вы переняли от него? – интересуюсь.
Александр Николаевич задумывается. На помощь приходит его супруга Галина Владимировна – тоже, кстати, отработавшая долгие годы на Белорусской магистрали.
– Если он что-то решил, то будет стоять на своем, – с улыбкой замечает она.
Именно по примеру отца и дедушки Александр Горевский и решил стать машинистом. Кстати, как и его брат Анатолий. Оба они и трудились в локомотивном депо Витебск.
Александр Горевский, отучившись в Гомельском железнодорожном училище, недолго работал помощником машиниста. Потом была армия. А когда вернулся в Витебск, в его жизни случилась одна судьбоносная встреча: машинист в четвертом поколении познакомился с будущей супругой – на тот момент, кстати, учащейся Оршанского железнодорожного техникума. И что символично, произошло это в витебском парке культуры и отдыха железнодорожников.
– Был жаркий август, увидели мы друг друга на танцевальной площадке, разговорились, Саша назначил свидание на следующий день возле кинотеатра «Октябрь», – вспоминает Галина Владимировна. – Потом мы еще не раз ходили в кино…
Наступил сентябрь. Практика девушки подошла к концу, и она вернулась в Оршу. Александр отправился учиться на машиниста в Гомель. Перед расставанием молодые пообещали друг другу связь не терять. Слово сдержали и через год расписались…
– Железная дорога всегда меня притягивала, – замечает Галина Владимировна. – И когда встал вопрос, куда нам с сестрой-двойняшкой поступать, не колебались. Помню, как еще в детстве я мечтала стать железнодорожницей. Когда ехали в гости к бабушке, обязательно останавливались на Оршанском вокзале – он такой красивый, величественный. Думала, правда, буду проводником, но такой специальности в техникуме не было, поэтому выбрала «эксплуатацию железных дорог». Экзамены с сестрой сдали хорошо, да и во время учебы педагоги нас хвалили. После окончания техникума сестра уехала в Вязьму, а я – в Витебск.
С тех пор Александр и Галина Горевские начали строить совместный быт, к слову, на улице с символичным названием – Новый быт. Галина Владимировна трудилась на станции Витебск техником льдопункта, а Александр Николаевич – в локомотивном депо Витебск. В мае 1973 у них родилась дочь Татьяна, спустя десять лет сын Павел. К тому времени глава семейства заочно окончил Даугавпилсский техникум железнодорожного транспорта по специальности «локомотивное хозяйство». Работать в локомотивное депо Витебск перешла и его супруга: сначала была оператором по расчету локомотивных бригад, потом техником-расшифровщиком лент скоростемеров, позже занималась поверкой локомотивных измерительных приборов.

Анатолий Горевский с супругой Тамарой и сыновьями — Николаем (слева) и Олегом (справа)

Сегодня супруги Горевские на заслуженном отдыхе. «Сердце особенно радуется, когда вся семья собирается вместе, приезжают дети. У нас трое внуков: самой младшей Маше два года, Илья – школьник, а старший – Евгений – уже директор сельского клуба, – говорит Галина Владимировна. – Когда работали, редко приходилось отмечать совместно праздники: то муж был в поездке, то я – в смене».
…Еще одна ветвь династии отходит к брату Александра Горевского – Анатолию. Он долгое время работал в локомотивном депо Витебск машинистом в грузовом движении. Кстати, с супругой Тамарой Николаевной, выпускницей Оршанского железнодорожного колледжа, Анатолий Николаевич тоже познакомился на магистрали: она трудилась дежурным по станции Медведка. «Было нелегко: загруженность большая, поезда шли друг за другом, – вспоминает Тамара Николаевна. – Но все равно работа нравилась. Жаль, что вынуждена была ее оставить: когда пришло время отдавать младшего сына Николая в детский сад, он никак не хотел привыкать к нему – я и пошла туда помощником воспитателя».
Династию машинистов Горевских продолжили сыновья Анатолия и Тамары – Олег и Николай. Они тоже трудятся в локомотивном депо Витебск. А вот их старший брат Сергей, которого, кстати, назвали в честь прадеда, окончив Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознаменное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе, предпочел карьеру военного. Недавно ушел на заслуженный отдых в звании полковника.
У Олега и Николая Горевских разница в возрасте девять лет, но братья внешне так похожи, что их нередко путают.
– У нас и голоса одинаковые, даже мама порой ошибается в том, кто ей звонит, – улыбается Николай. – А то, что буду работать на магистрали, я знал еще в школе. На примере родных видел, какая важная и ответственная профессия железнодорожника. Много о своей работе рассказывал дедушка…
В локомотивном депо Витебск Николай работает уже 10 лет помощником машиниста. Кстати, как и его родители, со своей второй половинкой железнодорожник тоже познакомился… на работе, а точнее, в поезде. Его супруга Снежана – билетный кассир станции Витебск. Сейчас она в декретном отпуске.
– Нашей дочери Дарине всего полтора года, и загадывать рано. Но будем рады, если и она продолжит нашу династию, – замечает Николай.
На то, что в будущем и его дети станут железнодорожниками, надеется и Олег Горевский. В депо он уже более 15 лет, и из них большую часть трудится машинистом.
– В нашей профессии главное – дисциплина и ответственность. Так меня всегда учили дед и отец, – замечает Олег. – Ведь важно не терять самообладание даже в экстренных ситуациях.
А такие, признается, случаются. К примеру, однажды женщина, идя к остановочному пункту, не заметила приближение их поезда, но благодаря грамотным действиям железнодорожников, состав остановили буквально в метре от нее. Еще одно доказательство профессионализма Олега – полученный в прошлом году нагрудный знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км».
Пообщавшись с представителями нескольких поколений Горевских, понимаешь: у каждого свои характеры и взгляды на жизнь. Но есть то, что их объединяет – любовь к железной дороге и верность любимому делу, выбранному еще родоначальником их династии – одесским машинистом Василием Горевским.

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика