Когда решают секунды

Дорожный конкурс среди спасателей прошел на магистрали накануне их профессионального праздника, который в Беларуси отмечается 19 января.

Участники конкурса укладывают боевую одежду и снаряжение перед сдачей норматива

Надеть комплект спецодежды за 20 секунд, решить пожарно-тактические задачи, применив формулы, о существовании которых многие из нас даже не подозревают, и знать, чем отличаются, к примеру, площадь и объем тушения пожара. Кажется, этим железнодорожникам под силу любые испытания. В Барановичах собрались лучшие работники всех 18 пожарных аварийно-спасательных поездов (ПАСП) Белорусской железной дороги. Второй год подряд смотр-конкурс проводился на базе газодымозащитной службы Барановичского отделения.
– Собираться здесь стало хорошей традицией. Вполне вероятно, что мы будем верны ей в дальнейшем, – отметил, приветствуя участников, председатель комиссии, заместитель начальника общетехнической службы Управления дороги Вячеслав Масловский. – Созданная здесь материальная база, включающая самое современное оборудование, позволяет на высоком уровне провести практическую часть состязаний.
Изучение теории – важная часть подготовки спасателя-пожарного, которая никогда не прекращается. Заступая на службу, работники ПАСП посвящают ей немало времени, ведут конспекты по пожарно-строевой подготовке. На дорожном этапе смотра-конкурса билеты состояли из девяти вопросов и пожарно-тактической задачи.

Заместитель начальника общетехнической службы Управления дороги Вячеслав Масловский (слева), начальник общетехнического отдела Барановичского отделения Сергей Фесюн и старший инспектор общетехнической службы Олег Новиков оценили конкурсантов

– Билеты содержат варианты ответов. Вам необходимо выбрать правильные. Но будьте внимательны: верных пунктов может быть несколько. В таком случае важно указать все из них, дать полный ответ, – пояснял условия данного этапа член конкурсной комиссии, старший инспектор общетехнической службы Олег Новиков. – При решении пожарно-тактической задачи разрешается использовать справочник и калькулятор.
С билетами участники справлялись с различной скоростью. К примеру, Кириллу Пашковскому, представителю ПАСП на станции Калинковичи, на это понадобилось несколько минут. Он, к слову, был победителем прошлогоднего конкурса. На сей раз выпускник Гомельского инженерного института МЧС справился с заданиями всего за восемь минут. Причем указал все правильные ответы и получил за теорию максимальное количество баллов. Некоторые из его конкурентов, наоборот, не торопились, используя все отведенное время.
Черту под теоретическим этапом подвело жюри: претендентов на победу перед практическими заданиями оказалось не менее пяти! Два участника получили максимальные десять баллов, еще трое заработали по девять. И это яркий результат системности в обучении кадров ПАСП всей Белорусской магистрали.
– Список лидеров может изменить практическое испытание. С ним участники нередко справляются более успешно, чем с билетами, – комментирует Олег Новиков.
Первым практическим испытанием стал норматив надевания комплекта боевой одежды спасателя. За 45 секунд участникам необходимо облачиться в полукомбинезон, куртку, пояс и каску. При этом соблюсти ряд требований: куртка должна быть застегнута на все пуговицы, пояс застегнут и заправлен под пряжку, подборочный ремень каски подтянут.

Победитель конкурса спасатель-пожарный ПАСП на станции Гомель Евгений Агафонов

– Это один из основных нормативов по пожарно-строевой подготовке, – поясняет Олег Новиков. – Он в обязательном порядке отрабатывается при проведении инспектирования, итоговых проверок деятельности и на контрольных занятиях. Ведь в течение минуты с момента сообщения о чрезвычайной ситуации спасатели должны быть экипированы и находиться в транспортном средстве, которое следует к месту пожара или аварии. Норматив считается выполненным на «отлично», если исполнитель уложился в 21 – 23 секунды. Более 45 секунд – не засчитывается.
Следует отметить, что с данным испытанием успешно справились все участники. Причем большинству хватило и полминуты. Рекордно короткое время (всего 17 секунд) понадобилось Вадиму Трофименко, спасателю-пожарному ПАСП на станции Новополоцк. Впрочем, как признался сам Вадим, обычно он выполняет этот норматив за 15 секунд, но на конкурсе сказалось волнение. К слову, и с практическим заданием представитель новополоцкого ПАСП справился на «отлично», получив максимальные пять баллов. Победить ему помешала всего одна погрешность на теоретическом этапе.
После сдачи обязательного норматива участников ждали другие практические задания. К примеру, боевая проверка средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения «Дрегер» РА-90. Строгие экзаменаторы формулировали задачи и следили за правильностью алгоритма выполнения всех этапов.
– В цистерне с хлором обнаружена течь, – озвучивают легенду и дают команду проверить аппараты искусственной защиты органов дыхания.
С этим заданием хорошо справились Кирилл Пашковский из Калинковичей и Виктор Каневич, спасатель-пожарный ПАСП на станции Лида.
Представители этой профессии должны быть всегда готовы к любым ситуациям, поэтому экзаменаторы буквально забрасывали их разными вопросами. От элементарных – об определении пожара до более сложных – об объеме тушения пожара или линейной скорости распространения горения. Но сбить с толку настоящего профессионала невозможно! К примеру, спасатель-пожарный ПАСП на станции Барановичи Валерий Свентецкий отлично справился с практическим заданием и также получил максимальные пять баллов. Только ошибка в теоретическом тесте остановила его в шаге от победы.
Борьба за первое место развернулась между Кириллом Пашковским и Евгением Агафоновым, получившими максимальные баллы за теорию.

Спасатель-пожарный ПАСП на станции Калинковичи Кирилл Пашковский во время выполнения практического задания

В итоге победу праздновал последний:
он дал точные ответы и продемонстрировал отличную скорость при сдаче обязательного норматива.
Евгений Агафонов пять лет трудится спасателем-пожарным ПАСП на станции Гомель. Со школьных лет занимался пожарно-спасательным спортом, был в составе команды Министерства по чрезвычайным ситуациям. Получив травму, ушел из профессионального спорта. Сейчас выступает за Гомельское отделение. Ежегодно принимает участие в дорожных соревнованиях. В 2016-м на дорожном первенстве его дружина заняла второе место.
– В прошлом году также участвовал в конкурсе профессионального мастерства, но не вошел в призовую тройку, – рассказал победитель. – На этот раз подготовился лучше. Читал литературу, проходил тесты. Теоретические вопросы были несложными, а вот задача, признаюсь, непростая. Да и практический этап не стал легкой прогулкой: вопросы были довольно неожиданными. Приятно, что усилия оказались ненапрасными, и удалось победить.
– Выбрать лучшего было непросто, поскольку собрались сильнейшие, – подводя итоги, отметил Вячеслав Масловский. – Все участники хорошо подготовлены, и борьба за победу выдалась напряженной. Первое место занял конкурсант, набравший максимальное количество баллов. Сразу три представителя – Кирилл Пашковский, Вадим Трофименко и Валерий Свентецкий – отстали всего на балл.
Накануне профессионального праздника Вячеслав Масловский поздравил всех участников и пожелал, чтобы служба была спокойной, а свои навыки доводилось применять только на учениях.

Елена КРАВЕЦ

Яндекс.Метрика