Декабрь
Пн
09
2024

Снег? Движение без помех

За один рейс снегоуборочная машина СМ № 1871 Минской дистанции пути вывозит более трехсот кубометров снега.

СМ № 1871 Минской дистанции пути работает на станции Минск-Пассажирский

Нынешняя зима расслабиться путейцам не дает. Едва отступили морозы, на смену им пришли обильные снегопады. Только за выходные со станции Минск-Пассажирский снегоуборочная машина СМ № 1871 вывезла более двух тысяч кубов снега. А небесная канцелярия, словно в отместку, добавляет его снова и снова.
– Погода сказочная, – встречает меня начальник участка столичной дистанции пути Олег Бадышев. «Ничего себе сказочная», – думаю я, отогревая руки дыханием.
А Олег Васильевич между тем вспоминает, в каких непростых условиях чистили станцию и перегоны в марте 2013 года, когда свой характер белорусам показал средиземноморский «Хавьер», и в январе прошлого, когда в гости пожаловала суровая «Даниэлла». Тогда за лопаты взялись все – даже руководство дистанции. Видя, как я кутаюсь в теплый шарф, путеец весело подтрунивает:
– Мороз повышает уровень серотонина, улучшается терморегуляция организма.
А еще в свежем воздухе на 30% больше кислорода. Работникам умственного труда это полезно.
…День у Олега Бадышева начинается в семь утра. После планерки он выдает наряды дорожным мастерам, проверяет, как обстоят дела с ремонтом и обслуживанием пути на вверенном ему участке. Работа ответственная – нужно во все вникать и лично все контролировать. Если же на линии что-то не ладится или выходит из строя, оперативные решения принимает опять же он. А иногда, из-за капризов погоды, поднимать людей и технику приходится глубокой ночью, так что рабочий день фактически ненормированный. Вечером надо опять же подготовиться к завтрашней смене – тщательно продумать задания, спланировать работу. Дома – чаще к восьми вечера, а в семь утра снова вставать.
Это уже привычка, ей Олег Бадышев следует даже в отпуске:
– Организм-то не обманешь. Вроде думаешь, отосплюсь на отдыхе, а все равно – с рассветом уже на ногах.

Машинист СМ № 1871 Николай Скок и его помощник Егор Казачок за работой

Приглядевшись, среди вагонов пригородных и пассажирских поездов вижу знакомые очертания набирающей ход снегоуборочной машины. Рядом с ней – человек в желтом жилете и с желтым флажком. Это дорожный мастер Игорь Корытко.
– Трудитесь? – задаю невпопад вопрос, ответ на который очевиден.
– Приходится стараться, –улыбается Игорь Юрьевич. – Честно говоря, эта зима нас держит в тонусе. Особенно перепадами температур. Еще пару дней назад было минус двадцать, сейчас – не больше пяти. А на днях синоптики опять мороз обещают.
Разговаривая, идем вдоль путей, поскольку СМка, не останавливаясь, продолжает свой рабочий ход по станции. Этот снегоуборщик, подталкиваемый маневровым локомотивом, работает удивительным образом. Помните тех пауков, которые передними лапками загребают добычу себе в пасть? Так вот, «эсэмка», как ее называют сами железнодорожники, расправляется с тоннами снега по такому же принципу.
– В передней части головной машины находится ротор-питатель. Снег подается на загрузочный конвейер, который транспортирует его в промежуточные полувагоны, стоящие за головной машиной, – поясняет Игорь Юрьевич.
Интересный факт: снег в вагонах движется так называемым методом пересыпания. Вдоль промежуточных полувагонов проходят наклонные пластинчатые конвейеры, перекрывающие конвейер соседнего полувагона, поэтому снег перемещается из одного полувагона в другой вдоль всего состава, пока не достигнет последнего – разгрузочного. Заполненный до отказа снежный состав едет «вытряхиваться»
за пределы станции. Для очистки междупутий головная машина оснащена боковыми щетками, расположенными в рабочем положении под острым углом к направлению движения машины. Однако без помощи людей «эсэмка» не могла бы действовать столь эффективно.
С разрешения путейцев, забираюсь в кабину. С мороза здесь кажется на удивление тепло, а через пару минут понимаю, что даже жарко. Компания тоже теплая и веселая – машинист Николай Скок и его помощник Егор Казачок.

Начальник участка Олег Бадышев

– А вы – корреспондент? Меня сфотографируйте – очень хочу в газету, – улыбается Егор Иванович. Фотокорреспондент Виктор Дулебо делает несколько снимков.
Ребята чувствуют себя здесь очень комфортно.
– Интересно, сколько снега за рейс захватить можете? – раздуваю огонек беседы.
– Примерно 350 кубометров.
– А сколько рейсов планируется?
– Сегодня три намечено. Значит, со станции Минск-Пассажирский почти тысячу «кубиков» вывезем. А до этого столько же рейсов сделали со станции Минск-Южный.
Несмотря на то, что снаружи мотор работает громко, в кабине его почти не слышно. Перед «штурманом» Николаем Николаевичем – два ряда рычагов, которыми он владеет виртуозно. Пульт управления напоминает игровой автомат, в котором нужно вытащить игрушку с помощью джойстика и металлической руки. Думаю, в этой игре он добился бы успеха, поскольку машинистом снегоуборочной машины трудится почти двадцать лет.
В хорошей компании время летит незаметно. Вот мы уже и подбираемся к граничной черте, на которой непреодолимым препятствием встала опора с красным светофором. Из диалога экипажа понимаю, что наступает небольшой перерыв до следующих указаний от начальника участка Олега Бадышева.
Воспользовавшись тайм-аутом, с дорожным мастером Игорем Корытко мы совершаем экскурсию вдоль специализированного состава. На другом его конце прицеплен тепловоз, который и обеспечивает движение СМки. Из кабины нам приветливо машет рукой машинист Сергей Смальчик. А в хвостовом вагоне несет свою трудовую вахту еще один помощник машиниста СМки – Александр Малаховский.
Прощаясь, Олег Бадышев вновь приглашает меня на снегоборьбу:
– Только в следующий раз возьмете в руки лопату и подсобите нам как следует. работники «второй очереди» нам ой, как нужны.
Что ж, календарная зима еще в самом разгаре. Возможно, в скором будущем придется делать репортаж и «с лопатой в руках».

Татьяна МАЗУРА

Яндекс.Метрика