Любовь к магистрали – по наследству

Четыре поколения династии Шакаль-Дедковых связали свои трудовые биографии с предприятиями Жлобинского узла.

Владимир Михайлович Шакаль

– В нашем генеалогическом древе много железнодорожных «веточек», – рассказывает представитель третьего поколения, ветеран Жлобинского вагонного депо Владимир Шакаль. – Если собрать всех родственников, общий стаж работы на стальной магистрали составит более 180 лет. Но именно представители нашей семьи внесли наибольший вклад.

Преданность профессии

Основатель династии – дед Владимира Михайловича по отцовской линии Антон Христофорович Шакаль. На железную дорогу он пришел в 1914 году, когда началась Первая мировая война. Работал мастером в Жлобинском паровозном депо.
Не любил сидеть без дела и попусту тратить время. И от своих коллег требовал такого же отношения к работе.
В 1937 году по ложному доносу мужчину арестовали и после недолгого разбирательства расстреляли. Лишь спустя двадцать лет он был реабилитирован.
Антон Христофорович прожил всего 51 год. Но и за отведенное судьбой время успел много сделать: построил добротный дом, обзавелся большим хозяйством. В депо отработал 23 года. Но самое главное – был главой большой и дружной семьи.
– Мой отец Михаил был единственным мальчиком из пяти детей, – рассказывает Владимир Михайлович. – Ему исполнилось 16 лет, когда арестовали Антона Христофоровича. Им папа очень гордился и часто его вспоминал. Наверное, потому и на железную дорогу пришел: хотел продолжить дело отца.

Алексей Васильевич Тюликов

Ремонтировал танки на поле боя

В первые дни Великой Отечественной Михаила Антоновича призвали в армию. Почти всю войну старший сержант Шакаль провел на передовой: был слесарем бригады ремонтников в составе 184-го танкового полка. Возвращал в строй поврежденные машины, в том числе и на полях сражений. В приказе о награждении Михаила Шакаля орденом Красной Звезды от 13 августа 1944 года отмечено, что всего за две недели июля его бригада провела 17 средних и 80 текущих ремонтов боевой техники.
В апреле 1945-го при подступах к населенному пункту Бредиков в Германии были выведены из строя 13 танков. Бригадир Шакаль вместе со слесарями отремонтировал и подогнал их к месту дислокации полка. За это был удостоен второго ордена Красной Звезды. На кителе Михаила Антоновича также были медали «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».
После демобилизации он окончил школу фабрично-заводского обучения в Щорсе и в 1946 году вернулся на Родину. Этот год ознаменован для него еще двумя событиями: первым рабочим днем и собственной свадьбой.
– С моей мамой – Софией Алексеевной – отец дружил еще со школы, – рассказывает Владимир Михайлович. – Ее отец, мой второй дед Алексей Васильевич Тюликов, тоже был железнодорожником. С 1926-го по 1941 год работал столяром в Жлобинском вагонном депо. Во время войны они не успели эвакуироваться и остались в оккупированном городе. Мама помогала подпольщикам. Дед устроился стрелочником на станцию и через дочь передавал сведения о передвижении вражеских эшелонов, количестве вагонов и перевозимых в них грузах. Об этом узнали немцы, и мама с дедом были вынуждены скрываться в лесу. Когда освободили Жлобин, Алексей Васильевич вернулся к работе на станции, затем перевелся в вагонное депо, откуда и ушел на пенсию.

Продолжить дело отца

Полученный слесарный опыт и хорошие знания техники очень пригодились Михаилу Шакалю в мирное время. Он мог исправить любую поломку, мастерски обращался с инструментом, поэтому ему доверяли самые сложные и ответственные задания. Когда в депо открылся автоконтрольный пункт, ему одному из первых предложили перейти туда слесарем по ремонту подвижного состава.
К решению любой производственной задачи железнодорожник подходил, что называется, с огоньком, азартом, предлагал рационализаторские идеи, новшества. Не одно поколение слесарей автоконтрольного пункта отработало на созданных Михаилом Антоновичем стендах для испытаний воздухораспределителей, ремонта соединительных рукавов и тормозных цилиндров.

Семейное предприятие

Тарас Трофимович Синькевич и Ефросинья Ивановна с детьми

Из троих детей Михаила Шакаля железнодорожную династию продолжил старший сын Владимир. Еще в школе, во время летних каникул он работал грузчиком на складе вагонного депо. Иногда заходил к отцу в цех, наблюдал за работой и учился. После службы в армии Владимир поступил в БИИЖТ на специальность «вагоностроение и вагонное хозяйство». А в 1974 году пришел на работу в уже знакомые цеха бригадиром текущего ремонта вагонов. Через четыре года перешел в техотдел технологом, а затем инженером.
Начало его трудовой биографии совпало с масштабной реконструкцией и расширением производственных и ремонтных площадей депо. Модернизация вагоносборочного, колесно-роликового, механического цехов проводилась по чертежам Владимира Михайловича.
В нем, как и в отце, была сильная рационализаторская жилка. Не мог пройти мимо технических проблем, стремился придумать что-то новое, полезное, эффективное. В его творческой копилке более 30 новаторских предложений, направленных на улучшение условий труда, повышение качества ремонта подвижного состава и безопасности движения. Много идей реализовал в соавторстве с отцом. К примеру, Владимир и Михаил Шакали в 1976 году производили монтаж оборудования компрессорной станции для обдувки стрелок от снега в Жлобинском узле. Неоднократно фамилия Владимира Михайловича заносилась на Доску почета предприятия. А в трудовой книжке в разделе о поощрениях и наградах почти не осталось пустых строк. На заслуженный отдых железнодорожник ушел в 2007 году с должности приемщика вагонов.

Татьяна Владимировна Дедкова

Доктор колесных пар

Семейные традиции продолжила дочь Владимира Михайловича – Татьяна Дедкова. В 2008 году она заняла первое место в дорожном конкурсе профессионального мастерства среди дефектоскопистов по магнитному и ультразвуковому контролю. В том же году получила диплом о занесении на Доску почета района.
– В детстве я даже не знала о существовании такой специальности и в школьном сочинении писала, что в будущем стану врачом, – улыбается собеседница. –  А сегодня, взяв в руки ультразвуковой дефектоскоп, понимаю, что я, по сути, тоже доктор, только вагонных деталей. Я тоже определяю «диагнозы» и назначаю «лечение».
Железная дорога в ее судьбе всегда значила много. На стальной магистрали трудились не только папины, но и мамины родители. Дедушка Тарас Трофимович Синькевич 25 лет отработал в Жлобинской дистанции пути: был бригадиром, мастером, начальником путевой колонны. За инициативу и умелую организацию производственных процессов неоднократно поощрялся руководством предприятия и отделения. Четверть века в дистанции пути отработала и его супруга Ефросинья Ивановна.
Татьяна в Жлобинское вагонное депо пришла в 2004 году. В то время на предприятии создавалась лаборатория неразрушающего контроля узлов и деталей вагонов, и девушку направили на курсы дефектоскопистов в Могилев. Осваивать новую профессию было интересно. Татьяна вникала во все тонкости неразрушающего контроля, понимала, что в ее работе мелочей быть не может. Тем более, что ее определили диагностировать самый ответственный узел ходовой части вагона – колесные пары.
В вагонном депо Татьяну Дедкову знают и как творческого человека. Она выступает за узловую команду клуба веселых железнодорожников и участвует в самодеятельности – поет соло и в городском ансамбле «Забава». Занимается спортом.
Дочь Татьяны – Елена – также выбрала железнодорожную стезю. Девушка учится на четвертом курсе БелГУТа.
– Я горжусь своей семьей, – говорит Елена. – Надеюсь, стану достойным представителем уже пятого поколения династии Шакаль-Дедковых.

Лидия
СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика