Июнь
Вт
15
2021

В профессии нужно расти

«Реанимировать» электровоз, определить неисправности крана машиниста и дать определение «мягким тормозам», – эти и другие задания выполняли участники дорожного конкурса профессионального мастерства в Гомеле.

Неисправности крана машиниста определяет машинист тепловоза Андрей Коробейко

В течение двух дней представители различных профессий локомотивного хозяйства Белорусской магистрали оспаривали звание лучших в своей номинации.
– Среди участников есть настоящие профи, – отметил в приветственном слове заместитель начальника службы локомотивного хозяйства Дмитрий Гольнев. – Многие уже не раз принимали участие в таких мероприятиях и возвращались в отделения с призовыми местами. Но добиться победы сегодня будет нелегко. Нынешний конкурс профессионального мастерства сложнее, поэтому соберитесь и покажите достойный результат.

Проверить и исправить

В первый день соревновались машинисты тепловозов и дизель-поездов, их помощники и техники по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации. Теоретическую «подкованность» участников оценивали в два этапа: компьютерное тестирование и письменные ответы на билеты. А вот машинистам двух групп и помощникам машинистов тепловозов дополнительно предложили рассказать порядок действий в той либо иной нештатной ситуации.
…Из автоматного цеха доносится оглушительное шипение и свист.
– Это машинисты тепловозов практику сдают – на время определяют неисправности в кране машиниста, – поясняет ведущий инженер службы локомотивного хозяйства Сергей Ткаченко. – Аналогичная практическая задача будет предложена и машинистам дизель-поездов.
Первым искать «больные места» выпало Андрею Коробейко из Бреста. На конкурсе он не новичок.

Самые молодые участники конкурса — помощник машиниста Сергей Гольчук (справа) и помощник машиниста электропоезда Дмитрий Калиниченко

– Я не считаю задание сверхсложным, – говорит собеседник. – Кран машиниста предназначен для управления всеми тормозами поезда. Этот прибор мы эксплуатируем в каждом рейсе. Поэтому машинисту просто непростительно не знать его параметры и не уметь диагностировать неисправности. К примеру, сегодня при проверке крана в режиме перекрыши выявлено завышение давления в уравнительном резервуаре, чего в эксплуатации допускать нельзя. Это может привести к самопроизвольному отпуску тормозов. Негативно скажется при управлении тормозами поезда и недостаточная или низкая плотность уравнительного резервуара.
Следующим к стенду по проверке и испытаниям тормозного оборудования подходит машинист локомотивного депо Витебск Вадим Устинович. Победитель 2015 года с виду спокоен и невозмутим. Без запинки называет все шесть неисправностей и благодаря этому показывает лучший результат.
– Мне нравится, когда в конкурсах есть практические задания, – отмечает машинист. – Конечно, знать ПТЭ важно. Но не менее полезно уметь найти правильное решение в нестандартной ситуации.
В этом году на дорожный конкурс приехал с помощником Юрием Хоминым, с которым в бригаде работаю уже не первый год. Участники его группы сейчас «реанимируют» тепловоз.
Чтобы увидеть, как это происходит, отправляемся в тепловозный класс. Здесь установлен тренажер тепловоза 2ТЭ10У. Задача участников – за 20 минут найти и устранить две неисправности.
– Необходимо было запустить дизель в аварийном режиме и привести тепловоз в движение, – рассказывает помощник машиниста тепловоза Андрей Шкрадюк из Осиповичей, который справился с заданием досрочно. – Неисправности – из категории «стандартных». Их должен уметь ликвидировать любой машинист тепловоза и его помощник.
Подтверждением этому стали результаты конкурса: все участники смогли условно привести тепловоз в движение.

Испытание проходит машинист электровоза Александр Семенчук (справа)

Главное – теория!

В соседнем учебном классе – полнейшая тишина. Слышен только шелест бумаги. Техники по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации письменно отвечают на тематические вопросы.
– В нынешнем году мы усложнили для них задания, – поясняет преподаватель Гомельского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Сергей Цалко. – Совместно со специалистами службы локомотивного хозяйства разработали контрольные вопросы, охватывающие широкий спектр тем и требующие точного знания терминологии.
Пока техники по расшифровке лент скоростемеров пишут, что такое «мягкие тормоза», в компьютерном классе держат экзамен машинисты дизель-поездов. Тестирование проводится с использованием АС «Единая система контроля и проверки знаний работников локомотивных бригад». Верно ответить на все 48 вопросов – реальный шанс вырваться вперед. Одним из первых с заданием справляется машинист локомотивного депо Лунинец Алексей Савич.
– Вопросы составлены таким образом, чтобы проверить не только наши знания Правил технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь, инструкций по движению поездов и маневровой работе, сигнализации, но и оценить практические навыки, – рассказывает Алексей. – К конкурсу усердно готовился, перечитал специализированную литературу, просмотрел нормативные документы. Лишний раз освежить знания не помешает. Согласен с Савичем и его земляк, помощник машиниста дизель-поезда Николай Ермакович.
– Знания – не кошель, за плечами не носить, – улыбается молодой человек. – Помощником машиниста я работаю четвертый год. Чувствую высокую ответственность. Поэтому больше всего переживал именно за письменный экзамен. Но с волнением справился успешно. Ответил правильно почти на все вопросы и набрал наибольшее количество баллов.
Отличную подготовку, глубокие знания и грамотные профессиональные действия участников первого конкурсного дня отметили и члены жюри. Поэтому при острой борьбе и сравнительно небольшой разнице в оценках выявить победителей было непросто.
Машинист тепловоза локомотивного депо Витебск Вадим Устинович стал лучшим в своей номинации уже во второй раз. Победа досталась и коллегам из Лунинца – машинисту дизель-поезда Алексею Савичу и помощнику машиниста дизель-поезда Николаю Ермаковичу. Удача улыбнулась также новичку конкурса – помощнику машиниста тепловоза локомотивного депо Осиповичи Андрею Шкрадюку. Блестяще выступила, намного опередив конкурентов, техник по расшифровке лент скоростемеров Светлана Соловьян из Бреста.

Заслуженно – лучшие

Во второй день машинисты-инструкторы и машинисты электровозов прошли три этапа: практический и два теоретических. От помощников машинистов электровозов и электропоездов в первую очередь требовались глубокие знания ПТЭ и нормативной документации.
Самые интересные задания обычно выполняются не в классах техучебы, а в «поле»: в нашем случае – в автотормозном цехе и на путях депо, с использованием действующих механизмов.
Машинистам-инструкторам предстояло найти неисправности в кране машиниста. А вот у тех, кто управляет электровозами, практическое задание было интереснее: привести в рабочее состояние действующий локомотив ВЛ80С.
С ним машинист локомотивного депо Гомель Александр Семенчук очень старался справиться, хотя только в мае прошлого года сменил вид тяги и стал управлять электровозами. За отведенное время сумел устранить шесть неисправностей в электрических цепях из девяти искусственно заложенных.
Но все-таки главный критерий оценки участников конкурса – хорошие технические знания по основным нормативным документам и инструкциям.
– К сожалению, не все участники второго конкурсного дня справились с теоретическими заданиями, – констатировал Сергей Ткаченко. – Возможно, одним не хватило времени, другие что-то забыли от волнения, но проверка показала, что подготовка некоторых специалистов оказалась недостаточной. Однако были и исключения. Замечательно проявили себя самые молодые участники конкурса – помощник машиниста электровоза Сергей Гольчук из Бреста и помощник машиниста электропоезда из Гомеля Дмитрий Калиниченко. Ребята заслуженно заняли первые места в своих номинациях.
Лучшим машинистом электровоза признан Андрей Карытка из локомотивного депо Осиповичи. А вот при определении лучших машинистов-инструкторов все решило дополнительное задание. Наибольшее количество баллов набрал представитель локомотивного депо Молодечно Александр Тарасевич.
Подводя итоги, Сергей Ткаченко призвал конкурсантов ответственнее подходить к соревнованиям и тщательнее готовиться как к теоретическим, так и к практическим этапам.
– Дорожные конкурсы не только способствуют профессиональному росту участников, – отметил он. – Это и экзамен на мастерство, который задает высокую планку, и для других работников локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика