Мобилизовать ресурсы

Результаты деятельности Белорусской железной дороги в ушедшем году и ее задачи на текущий обсудили на итоговом заседании технико-экономического совета магистрали.

Мероприятие прошло на базе столичного локомотивного депо при участии министра транспорта и коммуникаций нашей страны Анатолия Сивака, начальника Белорусской железной дороги Владимира Морозова, председателя Белпрофтранса Владимира Ринга, представителей ряда других министерств и ведомств. Перед началом заседания члены совета и приглашенные посетили Центр управления и транспортного обслуживания (ЦУТО)станции Минск-Сортировочный, где ознакомились с его работой.
В 2016 году Белорусская железная дорога приступила к реализации государственной программы развития транспортного комплекса республики на очередной пятилетний период. Об этом в своем выступлении рассказал руководитель магистрали Владимир Морозов. Основными задачами для дороги являются: обеспечение доступности, повышение качества и безопасности оказываемых услуг, эффективности использования ресурсов, развитие инфраструктуры и обновление подвижного состава. Целевыми показателями на пятилетку определены: рост грузооборота – до 106,6%, увеличение пассажирооборота до 100,9%; снижение потребления топлива на тягу поездов – на 15,3%, износа основных средств – до 51%. За первый год выполнены три из четырех. Отставание сложилось по пассажирообороту, а также по отдельным ключевым показателям эффективности работы, доведенным Минтрансом, – по экспорту услуг, экономии ресурсов, рентабельности продаж.

В ЦУТО станции Минск-Сортировочный заключено 150 договоров на транспортное обслуживание, в том числе с 72 постоянными клиентами

Нарастить темпы

Основной объем выручки дорога получает от грузовых перевозок –77%. На долю пассажирских перевозок и иных видов деятельности приходится 13% и 10% соответственно. Начальник дороги отметил, что в прошедшем году впервые были оценены результаты работы магистрали через призму международных стандартов финансовой отчетности. Согласно выводам экспертов, проводивших аудит консолидированной отчетности за 2014 год, угроз для непрерывности деятельности объединения нет. Оно имеет возможность рефинансирования своих кредитов и может рассчитывать на поддержку со стороны государства как монополист на рынке Беларуси, процитировал экспертов начальник дороги. Для получения более достоверной оценки финансового состояния магистрали в текущем году будут проведены трансформация и аудит финансовой отчетности за 2015-й и 2016 годы.
За прошлый год выручка от основной деятельности составила 2,6 млрд. рублей, или 93,9% к запланированному уровню, темп роста к 2015-му – 99,8%. Выручка от перевозок – 2 млрд. 352 млн. рублей, что на 31 млн. рублей (или на 1,4%) больше, чем в 2015-м.
Объем перевозок грузов составил 126,8 млн. тонн, или 96,4% к 2015 году, грузооборот за счет роста средней дальности перевозок стал выше – 100,8%. Погрузка составила 80,5 млн. тонн, или 100,2% к 2015-му.
– Озвученные темпы роста грузооборота не могут нас удовлетворять, и в наступившем году объемы перевозок, грузооборот необходимо наращивать, – подчеркнул Владимир Морозов.
Руководитель магистрали также обратил внимание на снижение удельного веса высокодоходных грузов и увеличение доли низкостоимостных (строительных, сельскохозяйственных, лесоматериалов). Причем последние перевозятся Белорусской железной дорогой по тарифам, установленным ниже себестоимости.
В 2016 году продолжилось формирование маркетинговой вертикали в сфере грузовых перевозок: во всех отделениях дороги созданы соответствующие подразделения.
Это должно активизировать процесс взаимодействия с клиентами не только с точки зрения обеспечения технологических процессов перевозки, но и в комплексной проработке логистики поставок, оптимизации транспортной составляющей, повышению качества обслуживания.
Также, по словам начальника дороги, все большую актуальность приобретает вопрос модернизации существующей тарифной системы.

Сохранить тенденцию

В прошлом году магистраль перевезла 81,8 млн. человек (93,9% к 2015-му). Пассажирооборот составил 90,3% при задании 100,1%. Его рост отмечен по поездам городских линий (106,8% к 2015 году). В международном сообщении впервые с 2010 года наблюдается наращивание транзитных перевозок, выполнение которых за 2016 год составило 128,3% к 2015-му. Необходимо сохранить данную тенденцию, а также системно развивать востребованные населением перевозки поездами межрегиональных и региональных линий бизнес-класса.
В 2016-м отмечено замедление темпов снижения экспорта в сравнении с 2014-м и 2015 годами. Принимаемые меры позволили практически в течение всего года обеспечивать устойчивую положительную динамику. Однако не удалось в полной мере нивелировать влияние ряда негативных внешних факторов, обусловивших невыполнение в 2016 году прогнозного значения данного показателя.
В рамках Совета по железнодорожному транспорту, Организации сотрудничества железных дорог и Международного союза железных дорог Белорусская магистраль решала ключевые вопросы по обеспечению перевозочной деятельности, использованию подвижного состава и совершенствованию нормативно-правовой базы. Проводилась активная работа по развитию контейнерных перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай.
Дорога предпринимала усилия по оптимизации расходов. В частности, экономический эффект от реализации Плана мер по снижению затрат составит 130,7 млн. рублей. Обеспечено улучшение выполнения основных качественных показателей эксплуатационной работы, характеризующих эффективность использования подвижного состава. Однако резервы, по словам начальника дороги, еще есть. Необходимо повышать качество управления затратами через эффективное использование основных средств, материальных и трудовых ресурсов.
Начальник дороги напомнил о реализованных магистралью в прошлом году масштабных инвестпроектах, о развитии электрификации, обновлении подвижного состава. В 2017-м планируется направить на инвестиционную деятельность 431,6 млн. рублей.
Отдельно в своем выступлении Владимир Морозов остановился на вопросах обеспечения безопасности движения, соблюдения требований охраны труда, производственной и технологической дисциплины. Он подчеркнул, что данные сферы на дороге традиционно на особом контроле. Принимаются меры по профилактике производственного травматизма. По результатам слета машинистов 2017-й объявлен Годом качества в локомотивном хозяйстве. Не последнюю роль в снижении количества нарушений безопасности движения поездов и несчастных случаев играет повышение уровня профессиональных знаний. Качеству образования и подготовки кадров дорога также уделяет большое внимание. Не остается в стороне и социальная сфера. На реализацию мероприятий, преду-смотренных Соглашением Белорусской железной дороги по социально-трудовым отношениям и коллективными договорами, направлено 88,2 млн. рублей.
Определяя приоритеты по основной деятельности дороги, руководитель магистрали подчеркнул, что в 2017 году необходимо закрепить достижения и переломить негативные тенденции 2016-го. Стоящие перед отраслью задачи уже заложены в программных документах.
Об экономической эффективности работы и повышении финансовой устойчивости дороги рассказала главный экономист магистрали Елена Киреня. Более подробную информацию о результатах деятельности железнодорожников в разрезе отдельных хозяйств озвучили в своих выступлениях начальники служб – грузовой работы и внешнеэкономической деятельности, пассажирской, перевозок. Также заслушали доклады руководителей Государственного предприятия «Белинтертранс – транспортно-логистический центр» и Борисовского шпалопропиточного завода.

Определяющий год

Значимость Белорусской железной дороги в транспортном комплексе страны высока. Ее коллектив крепок, авторитетен, всегда нацелен на результат и соблюдение технологической и производственной дисциплины. Так начал свое выступление министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак. При этом он обозначил и несколько проблемных вопросов. На первом месте должны быть объемы работы. И направление, озвученное на заседании совета, в целом определено верное.
– Этот год для коллектива Белорусской железной дороги и особенно для ее руководства должен стать определяющим. Дальнейшее падение недопустимо, – подчеркнул Анатолий Александрович.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо определить причины и меры по их устранению. Но при этом не ограничиваться констатацией внешних факторов, которые сегодня изменяют вектор международной торговли. «Надо устанавливать причины, зависящие от нас, на которые мы в состоянии реагировать», – отметил Анатолий Сивак. Необходимо повышать спрос с кадров. И в первую очередь нацелить на решение стоящих задач аппарат Управления дороги и предприятий, особенно отделений.
По словам министра, выступающие на заседании совета подняли действительно актуальные для магистрали вопросы. Со своей стороны он обозначил ряд тем, которым, по его мнению, железнодорожники должны уделять больше внимания. Например, развитию контейнерных перевозок на внутреннем рынке, что повысит конкурентоспособность в сравнении с автомобильным транспортом. В плане пассажирских перевозок надо менять модель отнесения расходов, просчитывать экономическую эффективность каждого поезда. Более требовательно подходить к качеству подготовки кадров, активнее сотрудничать в этом вопросе с БелГУТом, который теперь входит в структуру профильного министерства.
Он также напомнил, что железнодорожники всегда славились своим корпоративным духом. Сплотить трудовой коллектив помогают «люди-маяки» – передовики, отмеченные за свои профессиональные достижения государственным наградами. Их в трудовых коллективах магистрали должно быть больше. «Такие люди есть, – уверен министр, – их надо замечать и поощрять».
В завершение Анатолий Александро-вич выразил уверенность в том, что при должной мобилизации железнодорожники смогут решить стоящие перед ними задачи.
За поддержку и конструктивную критику министра поблагодарил начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов. Он пояснил, что главным вызовом времени для магистрали остается дефицит работы. Поэтому необходимо разумно использовать имеющийся потенциал мощностей для повышения доходности. Нынешний год для дороги – особенно важный, поскольку в декабре будем отмечать ее 155-летие. «Чтобы предприятие развивалось, нужно работать и думать о завтрашнем дне, – суммировал Владимир Морозов. – Но несмотря на все трудности, Белорусская железная дорога остается надежным элементом экономики страны». Он также добавил, что общий успех зависит от вклада каждого члена коллектива на своем рабочем месте и пожелал всем плодотворной работы.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика