Душа профессии верна

Более полувека отдал Минскому вагоноремонтному заводу ветеран предприятия, почетный железнодорожник Александр Булыно, который на днях отметил свой 80-летний юбилей.

В первом ряду: заместитель председателя совета ветеранов Станислав Шабалинский, Александр Булынко; во втором: член профсоюза Наталья Федоринчик, заместитель директора завода Светлана Будкевич и председатель совета ветеранов Алла Высоцкая

Когда судьба дарит встречу с ярким, интересным человеком, слова, чтобы о нем рассказать, подобрать сложно. Почти юношеская стать, ясные голубые глаза, феноменальная память, живой ум, энциклопедическая мудрость и открытость, соседствующая с душевной ранимостью. А еще – бесконечная любовь к железной дороге, которую Александр Ефимович пронес через всю свою жизнь.
Родился он в деревне Дворец Чашницкого района Витебской области. Четверых сыновей мать поднимала одна: отец Александра Ефимовича погиб в Великую Отечественную. Парень с детства мечтал о магистрали. Поэтому при первой же возможности поступил в столичное железнодорожное училище. Окончив его в 1955 году, устроился на Минский вагоноремонтный завод. Начинал слесарем вагоносборочного цеха. Затем отслужил в армии и после демобилизации снова вернулся на предприятие и одновременно поступил в БЖИИТ на заочное отделение. В 1967-м был назначен мастером, через три года – начальником ремонтно-комплектовочного цеха, а еще через пять лет – начальником вагоносборочного цеха. Трудовой путь ветерана совпал с главными вехами развития вагоносборочного производства на заводе. И немалая заслуга в этом Александра Ефимовича.
– Сложное было время. Случалось, в месяц наш цех ремонтировал по сто пассажирских вагонов. Меняли окна, разбирали топливное отделение, снимали обшивку. Оставался лишь кузов – его надо было довести до толку. Не хватало материалов, инструментов. Но с работой справлялись и никогда не жаловались, – вспоминает ветеран.
Будучи начальником цеха, он многое сделал для модернизации производства. При нем была проведена большая работа по организации серийного производства вагонов нового поколения с кузовом из коррозийно-инертной стали, тележками безлюлечного типа и дисковыми тормозами, что позволило значительно увеличить срок эксплуатации вагонов. Немалая заслуга ветерана и в создании нового пассажирского подвижного состава, и в ремонте вагонов со сменой элементов и заменой колесных пар.
– Меня часто спрашивали: «Ты столько лет занимаешься одним и тем же, не надоело?». И я всегда отвечал: «это же интересно!». Особенно, когда наплыв работы, есть возможность проявить себя, сделать что-то быстро, оптимизировать. При этом жесткие требования к качеству всегда нужно было соблюдать: отступления тут недопустимы, ведь речь идет о безопасности движения, – рассказывает Александр Ефимович.
В 1983 году его назначили инспектором-приемщиком Главного Управления МПС СССР. В этой должности Булыно проработал до 1991 года. Признается, как-то подсчитал, что за время постоянных командировок побывал в двух десятках городов бывшего Советского Союза. Крутился, как вечный двигатель. Усталости словно не замечал – на первом месте всегда было дело. Впрочем, для коллег и партнеров его слово – крепче любого договора с семью печатями. После снова вернулся на завод – сначала возглавил ремонтно-комплектовочный цех, потом трудился мастером отдела технического контроля. Работал на совесть. И вполне заслуженно получил высокую отраслевую награду – нагрудный знак «Почетный железнодорожник» – и государственную – Почетную грамоту Совета Министров Республики Беларусь.
– За что давали награды? Откуда я знаю, – скромно пожимает плечами ветеран. – Был заметен в цеху, общественной работой занимался.
Он, кстати, до сих пор не может бездействовать. С 2004 года, если можно так сказать, – на заслуженном отдыхе. Но это – по трудовой книжке. По жизни – неисправимый трудоголик, он по-прежнему остается в гуще событий. Пятнадцать лет возглавлял совет ветеранов завода. Вместе с профсоюзными активистами хлопотал о коллегах-пенсионерах. Да и сейчас частый гость на предприятии. Тем более – столько ярких воспоминаний хранит память о тех, с кем довелось работать.
– Мне с самого начала понравилось на заводе. Вокруг были такие интересные люди. Я к ним тянулся. И коллектив хороший, и у меня имелось нормальное желание утвердить себя в работе. Особенно тепло вспоминаю тех, с кем начинал свою трудовую биографию – Олега Темляка, Станислава Бурака, Станислава Шабалинского, Леонида Голуба. Я очень им благодарен, – говорит Александр Ефимович.
Сейчас вместе с женой Натальей Григорьевной, с которой прожили вместе сорок семь лет, они стараются больше времени уделить внукам – Георгию, Артему и Максиму. Лето проводят на даче, причем едут туда обязательно электропоездом. Другого транспорта Александр Булыно не признает. А еще он не привык унывать, всегда радушно принимает гостей и ни минуты не может прожить без хорошей шутки. Такого человека точно старость дома не застанет.

Александр МАЗУРА

Яндекс.Метрика