Ноябрь
Вс
29
2020

Движение к новым достижениям

Теоретические знания, практический опыт и техническая грамотность – по таким критериям жюри оценивает участников конкурса «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте» среди представителей 18 специальностей хозяйства перевозок.

Дежурный по сортировочной горке станции Гомель Андрей Стреньков во время беседы с членами комиссии

В финале состязания встречаются победители отборочных туров, состоявшихся на уровне своих предприятий и отделений дороги. Конкурсантам нужно пройти компьютерное тестирование и устно ответить на ряд вопросов.
Первыми в учебном классе Минского отделения в назначенный день свои профессиональные навыки демонстрировали составители поездов и регулировщики скорости движения вагонов.

За компьютерным тестированием составители поездов и регулировщики скорости движения вагонов

…Расположившись за компьютерами, конкурсанты приступают к выполнению теста. Для каждой из профессий свой круг вопросов, касающихся специфики работы, Правил технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь, инструкции по охране труда и других нормативных документов. Все примеры – из повседневной работы. Акцент в заданиях сделан на нестандартные ситуации.
За двадцать минут – полтора десятка вопросов. Этого времени было достаточно, чтобы выбрать правильные ответы из предложенных. А их могло быть несколько. Причем метод исключения не действовал. Ответ засчитывался только в том случае, если тестируемый выбирал все правильные варианты. Лидеры определились уже на этом этапе.
Среди регулировщиков скорости движения вагонов первым с заданием справился представитель Могилевского отделения Александр Грищенков. Однако на устном собеседовании увереннее держался Дмитрий Черковский из Полоцка. Причем членов комиссии в составе руководителей и специалистов службы перевозок интересовало буквально все, что касается профессиональной деятельности конкурсантов. Дмитрий Черковский рассказал о своей станции, о выполнении ее коллективом основных показателей и доведенных заданий, о мерах, которые принимаются для улучшения условий труда на местах. Не вызывали сложностей у полочанина и вопросы с подвохом, которые подготовили экзаменаторы. Например, о наличии на станции негабаритных мест и особенностях работы на

Составитель поездов станции Витьба Алексей Медведев

таких участках. Нескольких минут было достаточно, чтобы убедиться, что Дмитрий Черковский – настоящий профессионал своего дела. Хорошую рекомендацию этому работнику дал и начальник станции Полоцк Максим Стужук. В смене, где трудится конкурсант, в полной мере обеспечиваются безопасность движения поездов и маневров, сохранность подвижного состава и перевозимых грузов. Жюри было единогласно: Дмитрий Черковский в нынешнем году – лучший регулировщик скорости движения вагонов на Белорусской.
– За годы работы на станции я уже давно научился определять, к примеру, скорость, с которой вагоны скатываются с сортировочной горки, и точно знаю, где следует поставить тормозной башмак, – делится нюансами профессиональной деятельности Дмитрий.
Выявить победителя среди составителей поездов было куда сложнее. Сразу два представителя этой профессии – Дмитрий Куриленко из Гомельского отделения и Алексей Медведев из Витебского – по результатам компьютерного тестирования набрали одинаковое количество баллов. Но витебчанин показал более высокий уровень знаний, общаясь с экзаменаторами. К слову, в нынешнем году он стал самым молодым из участников своей группы.
– О специфике работы составителя поездов я наслышан с детства. В свое время маневровым диспетчером в Витебске трудился дедушка, отец – составителем поездов, – рассказывает о себе победитель. – И я о своем выборе не пожалел ни разу. Мне очень нравится работать там, где активное движение и где от тебя многое зависит.

Участники состязания накануне ответственного экзамена

На станцию Витьба Алексей пришел более пяти лет назад. Пробовал себя в разных профессиях. Заочно окончил оршанский отраслевой колледж, планирует поступать в БелГУТ. Три раза участвовал в конкурсе профмастерства.
На его отделенческих этапах дважды занимал призовые места. Несмотря на сравнительно небольшой трудовой стаж, уже выступает в роли наставника: делится своими знаниями со стажерами. Среди приоритетов в работе выделяет соблюдение требований охраны труда.
– Никакие нормативные документы не сделают работу человека безопасной, если он сам не относится серьезно к своей жизни и здоровью, – уверен собеседник. – Поэтому для себя я четко решил, что мое мерило ответственности – это внутренняя честность. Ведь железная дорога не прощает халатного отношения.
Среди дежурных по сортировочным горкам, операторов и старших операторов станционно-технологических центров, инженеров станций – железнодорожники как уже побеждавшие в конкурсе, так и его новички.
В нынешнем отличился Василий Сакович – инженер станции Жлобин, который не только без единой ошибки справился с компьютерным тестом, но и сделал это за рекордное время – чуть более пяти минут. Не было замечаний у специалистов профильной службы к конкурсанту и на устном этапе испытания. Поэтому победитель в этой номинации был очевиден.
Своей уверенностью и знаниями буквально покорил жюри дежурный по сортировочной горке станции Гомель (четная система) Андрей Стреньков. Он без запинки и развернуто отвечал на все вопросы членов комиссии.

Старший оператор СТЦ станции Брест-Восточный Татьяна Неред — в числе победителей конкурса

Напряженная борьба за первое место развернулась между операторами СТЦ со станций Брест-Восточный и Кричев Татьяной Неред и Юлией Шароенко. Обе конкурсантки со 100% результатом прошли тестирование и так же грамотно отвечали на вопросы специалистов. Но Юлии непросто было побороть волнение, ведь на дорожном этапе конкурса девушка оказалась впервые. А вот Татьяна на магистрали трудится 12 лет и уже имеет опыт участия в подобных состязаниях. Ей в итоге члены комиссии и присудили первое место, хотя признали, что молодежь сегодня все чаще «наступает на пятки» работникам с большим стажем.
– Станция Брест-Восточный – внеклассная, сортировочная, приграничная, – рассказывает Татьяна Викторовна. – У нас производится формирование, расформирование и отправление составов по таким направлениям, как Тересполь, Ковель и ряд других. Тесно взаимодействуем с таможенными органами, а это тоже накладывает свой отпечаток на нашу работу. К конкурсу готовилась заранее – перечитывала нормативные документы, решала тесты на компьютере. Оказалось, не напрасно – домой еду с победой.
Также состязались дежурные по отделению, диспетчеры поездные узловые, линейные и локомотивные.
Представители этих профессий – настоящие хозяева отдельных участков магистрали. Управляя движением поездов, обеспечивают соблюдение графиков, требований безопасности работниками других структурных подразделений дороги. Поэтому и вопросы для оценки их знаний были подготовлены более сложные. Например, перечислить свои основные должностные обязанности, рассказать о действиях
в различных нестандартных ситуациях или о порядке выезда пожарных аварийно-спасательных и восстановительных поездов, нормах рабочего времени локомотивных бригад и другие. И ни к кому за подсказкой не обратишься: шпаргалки на конкурсе – под запретом!
Среди дежурных по отделению высшую оценку получила Тамара Лукашеня из Барановичского отделения, среди поездных диспетчеров линейных – Наталья Малахова из Могилева. Лучший узловой поездной диспетчер Сергей Шевелев трудится в Гомельском отделении. В этом же отделении работает и лучший локомотивный диспетчер Николай Яцков. Все они – на магистрали не новички, отработали не один год и зарекомендовали себя с положительной стороны.

… И за обсуждением допущенных ошибок

Подводя итоги прошедших конкурсов, заместитель начальника службы перевозок Владимир Бекеш отметил, что уровень подготовки их участников из года в год растет. «Многие продемонстрировали глубокие знания, которые касаются не только их должностных инструкций, но и специфики работы железнодорожников смежных специальностей. Очень важно, чтобы каждый движенец на своем рабочем месте трудился ответственно, проявлял инициативу, повышал свой вклад в оптимизацию деятельности магистрали, заботился о безопасности перевозок и соблюдении требований по охране труда», – сказал Владимир Георгиевич.
По словам организаторов отраслевого состязания, усовершенствованная система проверки знаний – с помощью компьютера и устного собеседования – дает возможность жюри объективно оценить уровень профессионализма конкурсантов. Во время общения тет-а-тет работники могут также рассказать специалистам профильной службы о том, что их волнует, с какими трудностями они сталкиваются на местах. Это позволяет оперативно принимать и необходимые управленческие решения.

Андрей ИВУТЬ

Яндекс.Метрика