Январь
Вт
21
2025

Объединила железная дорога

Магистраль была и остается связующей нитью династии Мерзлых-Поповых, где любовь и уважение к профессии передаются по наследству из поколения в поколение.

Родоначальница династии Надежда Григорьевна Мерзлых

Эта большая и дружная семья объединяет около двадцати человек, и все они имеют отношение к железной дороге. Не только к Белорусской, но и к Юго-Восточной, проходящей по территории России. Если подсчитать их общий трудовой стаж, он «растянется» на три века.

После танцев – война

– В нашей семье начало династии положила моя мама Надежда Григорьевна Мерзлых. Она была мудрым и открытым человеком, – с гордостью рассказывает ее дочь Ирина Попова. – Родилась она в 1924 году в городском поселке Крупки Минской области, а в 1939-м переехала в Брест. Несколько лет работала воспитателем в детском саду. В июне 1941-го должна была отправиться со своими ребятами в летний лагерь, но отпросилась на выходные, чтобы сходить на танцы в городской парк. И тут – война, которая перечеркнула все мирные планы.
По словам дочери, мама добралась до Москвы, где ее приютил родной дядя, работавший в милиции. Надежда Григорьевна добровольцем ушла на фронт, была командиром отделения ополченцев. За участие в боевых действиях имеет награды.
После окончания Великой Отечественной работала в одной из воинских частей в городе над Бугом, а в 1948 году устроилась билетным кассиром на вокзал станции Брест-Центральный. Здесь трудилась 36 лет до самого выхода на заслуженный отдых (последние десять лет была администратором). За свой многолетний труд имеет несколько отраслевых грамот и благодарностей.
– Нелегко ей приходилось: меня и брата Сергея воспитывала одна, поскольку с нашим отцом Владимиром Касьянюком они развелись, – продолжает Ирина Владимировна. – Несмотря на трудности, старалась подарить счастливое детство, обеспечить всем необходимым. Мама очень любила читать, шить. А еще – путешествовать: практически каждое лето возила нас на море в Крым – Симферополь, Севастополь, Феодосию. Мы с
семьей побывали и на Кавказе, особенно запомнилось путешествие в Гудауту (Абхазия). Мы благодарны ей за все, что она для нас сделала. Пять лет назад мамы не стало…
Надежда Григорьевна много рассказывала своим детям и внукам о железной дороге, поэтому неудивительно, что они пошли по ее стопам.

Ирина Владимировна с мужем Александром Ивановичем

На работу – как домой

Ирина Попова (в девичестве Касьянюк) практически все свободное время в детстве проводила на вокзале у мамы Надежды Григорьевны. Здесь она помогала ей штамповать проездные билеты на пассажирские поезда. Работа мамы настолько понравилась девочке, что она всерьез задумалась о том, чтобы связать свою дальнейшую судьбу с железной дорогой.
– После окончания школы в 1970 году пришла учеником на вокзал, – вспоминает Ирина Владимировна. – Меня обучали обязанностям билетного кассира в группе учета и отчетности. Было нелегко, однако здесь все меня считали своей. Ведь я раньше бегала сюда, как к себе домой, даже обедала на вокзале. Опытные работники делились со мной своими знаниями, помогали. Успешно сдав экзамены, стала самостоятельно работать кассиром.
Через четыре года ее перевели старшим билетным кассиром на пригородный вокзал. А еще спустя два года она стала работать в бюро по распределению мест в пассажирских поездах. Когда заведующего отправили на заслуженный отдых, Ирину Владимировну назначили на это место. Здесь она трудилась почти тридцать лет – до 2007 года. За это время заочно окончила Брестский техникум железнодорожного транспорта. Но главное – стала настоящим профессионалом в своем деле. При ее участии на вокзале внедрялись новые технологии, например, система продажи билетов «Экспресс». Ирина Владимировна награждена знаками «Почетный железнодорожник», «Отличный работник Белорусской железной дороги», имеет отраслевые грамоты. Несмотря на то, что десять лет находится на заслуженном отдыхе, вокзал ей все еще часто снится. А со многими своими коллегами и сейчас продолжает общаться.
– Коллектив наш в разное время насчитывал от 16 до 26 человек. Он был дружный, сплоченный, как одна семья, – рассказывает железнодорожница. – Помогали советом друг другу, вместе отмечали праздники, отдыхали. Более сорока лет поддерживали дружеские связи с работниками Львовского вокзала в Украине. Перенимали передовой опыт, участвовали в социалистическом соревновании. Интересное было время. Мне посчастливилось трудиться с тремя замечательными руководителями вокзала – Сергеем Столярчуком, Николаем Грицуком и Алексеем Кокотовым.

Родной брат Ирины Поповой Сергей Касьянюк

На магистрали – 44 года

Родной брат Ирины Поповой Сергей Касьянюк тоже окончил Брестский техникум железнодорожного транспорта. После учебы распределился в Минскую механизированную дистанцию погрузочно-разгрузочных работ. Начинал мастером сначала в Степянке, затем на станции Минск-Товарный. А в 1974 году перевелся на станцию Колядичи, где сейчас трудится начальником участка. Общий стаж на магистрали – 44 года. О его профессионализме свидетельствуют нагрудные знаки «Почетный железно-дорожник», «Отличный работник Белорусской железной дороги», а в 2014 году к ним добавилась высшая награда Министерства транспорта и коммуникаций – знак «Ганаровы транспартнiк».
– Горжусь тем, что стал представителем династии во втором поколении, – признается Сергей Владимирович. – Приятно, что один из моих сыновей Андрей тоже имеет отношение к магистрали. Он окончил БелГУТ, трудился на станции Колядичи, а сейчас – директор ОАО «Белорусское морское пароходство». Моя супруга Елена Викторовна около 15 лет работала старшей медсестрой в железнодорожной больнице в Минске.

Вместе свела дорога

Благодаря магистрали Ирина Владимировна встретилась со своим будущим мужем – Александром Поповым, уроженцем поселка Кочетовка Мичуринского района Тамбовской области. Они познакомились в 1979 году на курсах повышения квалификации в Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта.
– Ирина понравилась мне с первого взгляда, я стал ухаживать за ней, – вспоминает Александр Попов. – Курсы длились месяц, поэтому времени произвести впечатление было достаточно. Стали вместе проводить досуг, ходить на концерты. Потом разъехались по домам, долго переписывались. Несколько раз я приезжал к ней за тысячу с лишним километров в Брест. А в июне 1981 года мы поженились.
К этому времени Александр Иванович с отличием окончил мичуринский отраслевой техникум и Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал слесарем и сменным мастером в локомотивном депо Кочетовка, где ремонтировал тепловозы ТЭП60 и электровозы ВЛ60, ВЛ80. В его семье тоже были представители магистрали – родная сестра Галина Ивановна с мужем Николаем Федоровичем. Их дети Мария и Олег сейчас трудятся на Юго-Восточной дороге ОАО «РЖД».
– В нашей семье первым железнодорожником стал мой отец Иван Петрович, его стаж самый большой среди всех родственников – 48 лет, – говорит Александр Попов. – Он трудился бульдозеристом и сантехником в СМП-391 в России. Был хорошим специалистом, мастером на все руки. По его совету на магистраль пришел и я.
В 1981 году Александр Попов перешел из локомотивного депо Кочетовка на аналогичное предприятие в Бресте. Работал инженером по теплотехнике, а потом его перевели в аппарат отделения заместителем главного инженера по энергосбережению. Последние годы перед выходом на пенсию руководил сектором по энерго-сбережению. Внедрил десятки рацпредложений, многое сделал для модернизации тепловых сетей и котельных. Его общий стаж – 45 лет. Награжден знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги».

Елена продолжает династию в третьем поколении

В третьем поколении

Дочь Ирины Владимировны и Александра Ивановича Елена продолжила семейную династию родителей. Девушка окончила Брестский государственный технический университет в 2005 году и восемь лет работала в локомотивном депо Брест инженером по строительству.
В 2013-м перешла в сектор по управлению государственным имуществом в аппарат отделения, где сейчас трудится ведущим специалистом. Кстати, ее супруг Сергей окончил брестский отраслевой техникум и некоторое время работал на станции Брест-Северный.
А в прошлом году семья Поповых участвовала в отделенческом слете трудовых династий.
– Среди наших родственников всегда были крепки семейные традиции, и мне бы хотелось, чтобы железнодорожные «ниточки» нашей большой династии не терялись еще долго, – говорит Елена, представительница самого младшего поколения. Мы будем к этому стремиться.

Юрий ФЕДОРЕНКО
Фото автора
и из семейного альбома

Яндекс.Метрика