Экзамен на мастерство
Глубокие знания, уверенность в своих силах и умение быстро принимать решения продемонстрировали победители дорожного конкурса в хозяйстве перевозок.
На этой неделе экзамен держали маневровые и станционные диспетчеры станций, дежурные по станциям, ревизоры движения отделов перевозок отделений дороги. За звание лучшего по профессии также боролись дежурные (операторы) постов централизации, дежурные по паркам станций, операторы при дежурных по станциям, сортировочным горкам.
В каждой из номинаций конкурсанты прошли два этапа испытаний: компьютерное тестирование и устный опрос. При этом в нынешнем году, по сравнению с предыдущим, порядок их проведения усовершенствовали, применили новые подходы.
– Раньше список вопросов и ответов составляли специалисты нашей службы, – пояснил ведущий инженер по подготовке кадров Центра управления перевозками Валентин Бронов. – Сейчас для унифицирования подходов к оценке знаний претендентов на победу использовали программу, разработанную Конструкторско-техническим центром Белорусской железной дороги.
Точный ответ
В базу данных внесено около 2 тыс. вопросов, которые отражают различные аспекты важнейшего документа для любого железнодорожника – Правил технической эксплуатации. На каждый из вопросов предлагается несколько вариантов ответов. Задача тестируемого – выбрать все правильные, а их может быть несколько. Для каждой попытки программа случайным образом выбирает 15 вопросов из тех, которые касаются определенного профиля.
Конкурсантов собрали в учебном классе Минского отделения дороги. За счет большого числа оборудованных компьютерами рабочих мест появилась возможность ускорить проверку знаний участников конкурса.
В назначенное время все железнодорожники, заявленные на данный день, заняли места у мониторов. Короткая информация о порядке проведения конкурса, инструктаж по алгоритму компьютерного тестирования – и претенденты включились в борьбу за победу.
Для ответа на 15 вопросов отводится 20 минут. В своей группе быстрее всех с заданием справилась оператор при дежурном по станции Борисов Марина Лебедева. она сделала это не только оперативно, но и точно – по количеству верных ответов вошла в тройку лидеров. В результате стала победителем.
– На железной дороге тружусь 30 лет, – рассказывает железнодорожница, пока конкуренты продолжают выполнять задание. – Начинала стрелочником. тесно взаимодействую с дежурным по станции. Сообщаю о проследовании грузовых и пассажирских поездов, работаю с документами. За смену приходится говорить с огромным количеством людей. Это требует предельной внимательности, концентрации. Бывает, за день столько наговоришься, что дома хочется побыть в тишине, помолчать. Отдохнешь, наберешься сил – и снова на работу.
Наибольшее количество правильных ответов в этот конкурсный день было у оператора при дежурном по станции Витебск Анастасии Беловой. Она трудится на магистрали сравнительно недавно, с 2010 года. Но благодаря настойчивости и усидчивости, накопила хороший профессиональный опыт.
– Ведение документации, выдача предупреждений, переговоры, передача информации – в этом заключается моя работа, – объясняет она. – Есть и другие обязанности.
Труд очень напряженный, ответственный, соглашается девушка. Но ее это не пугает, поэтому и свою дальнейшую жизнь видит только с магистралью. Сейчас учится на пятом курсе БелГУТа. Надеется, что полученные в вузе знания, подкрепленные практическим опытом, помогут ей вырасти в профессиональном плане и в будущем стать дежурным по станции.
На высоком уровне
Станционный диспетчер станции Жлобин Александр Ермоленко в дорожном конкурсе принимает участие второй раз. Нынешняя попытка оказалась более успешной: он стал победителем.
– Вопросы сложные, с «подковыркой», – говорит он. – Еще и волнение. Но многолетний опыт помогает справиться.
В Жлобинском узле, в котором он трудится, за последние годы произошли значительные перемены. В первую очередь электрификация участка Осиповичи – Гомель, благодаря которой тепловозы сменили электровозы и электропоезда. И это станционному диспетчеру необходимо учитывать в работе. К тому же до Гомеля участок электрифицирован, а до Калинковичей пока еще нет, поэтому помимо пропуска транзитных поездов необходимо выполнять смену тяги. И это требует дополнительного внимания, профессионализма – при принятии решений многое нужно просчитывать заранее.
– Движенцы играют важнейшую роль в перевозочном процессе, – отметил первый заместитель начальника службы перевозок Управления дороги Валерий Мацкель. – Поэтому и требования к уровню профессионального мастерства к ним самые высокие. Они должны иметь хорошую теоретическую подготовку, умело применять знания на практике.
Очень важна уверенность в себе, способность быстро принимать решения. Поэтому при устном опросе конкурсантов комиссия особое внимание обращала на четкость их ответов и на то, насколько хорошо они знают особенности деятельности своих станций.
Всего в период с 30 января по 14 февраля победителей определят по 18 профессиям хозяйства перевозок Белорусской железной дороги. Главная цель этого конкурса – повышение профессионального мастерства и эффективности деятельности магистрали.
Руслан АНАНЬЕВ