Главная ценность рода

Общий трудовой стаж одной из крупнейших династий Белорусской железной дороги – Новиковых – более 700 лет.

Николай Иванович Новиков — участник Первой мировой и Гражданской войн, вырастил десятерых детей

Пять поколений железнодорожников – это более 20 тружеников магистрали разных профессий. С первого раза сложно запомнить имена всех представителей этой большой династии. Без генеалогического древа не обойтись. К счастью, нынешнее ее поколение знакомо с историей своей семьи, а в графической родословной обозначены не только годы жизни, но и их трудовой стаж всех ее работников.
Многие отдали своей профессии свыше 40 лет. Родоначальником династии стал Иван Новиков. Он – из семьи потомственных земледельцев. Еще мальчишкой без малого 150 лет назад он участвовал в строительстве Московско-Брестской магистрали, которая в XIX веке пролегла через Оршанщину. Был грабарем (землекопом). Это про таких, как Иван, поэт Николай Некрасов в стихотворении «Железная дорога» писал: «…и механически ржавой лопатою мерзлую землю долбит!». Вместе с другими, сбивая руки в кровь и надрывая поясницу, рыл землю, возводил насыпь, укладывал рельсы. Позже Иван Новиков обслуживал эти пути, был старшим путевым рабочим на разъезде Погост (ныне остановочный пункт Солнечный). На стальной магистрали он отработал 47 лет.

Владимир Николаевич Новиков с женой

Иван Николаевич вырастил пятерых детей, трое из которых пошли по его стопам. Старшие Христина и Леонид были путевыми рабочими. Дочь Христины и путевого обходчика Афанасия Демешкевича Софья почти 20 лет работала дежурным по станции. Много лет отдали железной дороге и дети Леонида – Николай стал стрелочником, Софья – билетным кассиром на станции Крупки, а Прасковья и Юлия работали дежурными по переезду.
Путевым обходчиком 32 года трудился и младший сын родоначальника династии Новиковых – Николай. Участник Первой мировой, в годы Гражданской войны воевал с Махно, Петлюрой. Вместе супругой Анной, путевым рабочим, вырастили десятерых детей.
С детства родители прививали им любовь к труду, уважение к старшему поколению, железнодорожным традициям. Неудивительно, что семеро выбрали стальную магистраль. Их общий трудовой стаж на транспорте – 256 лет.
Так, более чем по 40 лет трудились машинистами Леонид и Федор. Владимир стал движенцем. Будучи внуком и сыном железнодорожников, он мечтал о магистрали. Но достичь цели смог только через десять с лишним лет – все планы нарушила Великая Отечественная. Чтобы попасть на фронт, он прибавил себе два года. После кратких учебных курсов был распределен в 18-ю отдельную танковую бригаду, в 1943-м преобразованную в 42-ю гвардейскую.

Еремеевы Веры Николаевна и Евгений Федосович

Освобождал Рудню, Медынь, Смоленск, затем Могилев, Осиповичи, Бобруйск, участвовал в Висло-Одерской операции, в боях за Краков. Победу встретил в Праге, имея уже несколько ранений. Награжден орденами Отечественной войны І степени и Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». После войны было Ульяновское танковое училище, но давняя мечта не оставляла его. Вернулся на родину, окончил оршанский отраслевой техникум, позже БИИЖТ. За более чем 40 лет он поработал на Донецкой и Северной железных дорогах, в Оршанском и Минском узлах, в Управлении Белорусской магистрали. Затем свои знания и опыт передавал будущим железнодорожникам в столичном отраслевом колледже (тогда еще училище). Кстати, именно Владимиру Николаевичу принадлежит инициатива составить родовое дерево Новиковых. Ее поддержало все большое семейство. В том числе и сын Анатолий, который более 20 лет работал в Оршанской дистанции сигнализации и связи.
По стопам отца и деда пошли также братья и сестры Владимира Николаевича – Михаил, Евгений, Вера и Тамара. Все они стали путейцами. Дети Веры Николаевны и ее мужа старшего осмотрщика вагонов Евгения Федосовича Еремеева – Владимир и Наталья – окончили железнодорожный техникум в Орше. Владимир 30 лет трудился на предприятиях Барановичского узла. Его дети стали уже пятым поколением железнодорожников Новиковых. Денис работает электромехаником в Барановичской дистанции сигнализации и связи, а Наталья, как и отец, стала специалистом в области водоснабжения. Окончила БелГУТ, трудилась в барановичских дистанциях гражданских сооружений, а также водоснабжения и санитарно-технических устройств. Сегодня она является заместителем начальника РУП «Дорводоканал».

Новиковы Анатолий Михайлович и Маргарита Петровна

47 лет работы на дороге и за плечами дорожного мастера Михаила Николаевича Новикова. За добросовестный труд он награжден орденом Октябрьской революции и орденом «Знак Почета». Четверо его детей выбрали разные профессии, но все они тоже связаны с магистралью. Дочь Ольга в свое время работала в ДОРОРСе, а Марина – в узловой поликлинике на станции Орша. Сын Николай был мастером в локомотивном депо Орша, где сейчас помощником машиниста трудится его сын Дмитрий. Он также представляет уже пятое поколение Новиковых.
Младший сын Михаила Николаевича Анатолий вырос под стук колес и гудки тепловозов и представлял специфику нелегкой путейской работы отца. Молодой человек выбрал свою дорогу в жизни: промышленное и гражданское строительство. После окончания оршанского отраслевого техникума пришел на магистраль и более 20 лет работал в Минской дистанции гражданских сооружений. Прошел путь от каменщика до главного инженера предприятия. С 2002-го он возглавляет отдел службы гражданских сооружений Управления Белорусской. В УП «Белжелдорснаб» работает и его жена Маргарита Петровна.

Анатолий Завадский (справа) с дочерью Еленой и зятем Вячеславом

Вместе с Анатолием Михайловичем на одном отделении техникума учился его двоюродный брат, тезка и ровесник Анатолий Завадский – сын Тамары Николаевны Новиковой, которая некоторое время трудилась монтером пути. Завадские – одно из ответвлений древа династии. Детские воспоминания о дедушке Николае, путевом обходчике, общение с многочисленными родственниками-железнодорожниками определили выбор Анатолия Александровича. После окончания отраслевого техникума молодой человек получил направление в БИИЖТ (ныне БелГУТ). Учился на факультете «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». После окончания с красным дипломом института способного выпускника приглашали в аспирантуру, а работать он пришел в Оршанскую дистанцию пути. Трудился бригадиром, затем освоил новую путевую машину ВПРС. Несколько лет курировал на предприятии текущее обслуживание пути, был мостовым мастером, затем инженером по обучению. С 2009-го Анатолий Завадский – заместитель начальника Оршанской дистанции пути по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам. Его жена Раиса Евгеньевна, как и дочь Елена Бокштаева, – также выпускница оршанского отраслевого техникума. Елена работала билетным кассиром, в том числе и разъездным. Сегодня она – приемосдатчик груза и багажа станции Орша. Ее муж Вячеслав Бокштаев – помощник машиниста и локомотивщик в четвертом поколении. Его прадед – машинист паровоза Виталий Александрович – почетный железнодорожник, избирался депутатом Верховного Совета БССР. Дед Юрий Витальевич долгое время работал машинистом локомотивного депо Орша, а отец Юрий Юрьевич и сегодня водит тепловозы. Сын Елены и Вячеслава – 7-летний Данила – уже немало знает о технике, на которой

Семья Новиковых на одной из семейных встреч

трудится его папа и когда-то работали дедушки, знаком со многими железнодорожниками. Так что у него есть все предпосылки для продолжения обеих известных династий, вписав и свое имя в династическое древо Новиковых-Завадских-Бокштаевых.
У каждого представителя этого рода своя судьба. Жизнь и обстоятельства разбросали их по разным городам. Потомки Ивана Новикова живут в Орше, Минске, Гомеле, Барановичах, Витебске, Санкт-Петербурге. Многие между собой общаются, перезваниваются. В ближайшее время представители трех поколений планируют встретиться. Им есть что вспомнить и о чем поговорить. Но основной темой, безусловно, станет история рода Новиковых – главная ценность этой большой семьи.

Ольга ОРЛОВА

Яндекс.Метрика