Теперь на высокой скорости

Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) введена в эксплуатацию на участке Минск – Молодечно.

Начальник линейно-производственного участка Молодечненской дистанции сигнализации и связи Денис Зайко и старший элетромеханик Дмитрий Демидович измеряют параметры потоков Е1 прибором EST-125

Это вторая очередь проекта ВОЛС на участке Минск – Молодечно – Гудогай – госграница Литвы. Его реализация является завершающим звеном в создании межгосударственного информационного стыка с соседней страной.
– Внедрение ВОЛС – одно из самых перспективных направлений в области информационных технологий. Осуществление этого проекта позволило соединить цифровые сети связи Белорусской и Литовских железных дорог и решить сразу несколько важных задач, – рассказывает заместитель начальника службы сигнализации и связи Игорь Саломахо. – Это, безусловно, улучшает качество передачи информации для всех эксплуатационных служб магистрали и информационное сопровождение перевозок грузов и пассажиров между Минском и Вильнюсом в рамках IX международного транспортного коридора. Также повышается безопасность движения поездов и снижаются финансовые потери от дополнительных операций при передаче поездов через стыковые пункты с сопредельными железнодорожными администрациями других стран, вызванных различным уровнем применяемых технологий в области связи. При этом организуется взаиморезервирование сетей связи железных дорог Беларуси, России, Литвы, Латвии, что особенно актуально для организации «Инфосеть 21» (Межгосударственной информационно-вычислительной сети железных дорог государств – участников СНГ, Латвийской, Литовской и Эстонской республик), а также оформление международных перевозок и непрерывность процесса продажи билетов при повреждениях магистральных кабелей связи. Благодаря данной волоконно-оптической линии связи в ближайшее время на участке Минск – Молодечно – Гудогай – госграница Литвы будет внедрена система поездной радиосвязи цифрового стандарта GSM-R.

Мониторинг мультиплексоров SDH и системы «Атлас» волоконно-оптического кабеля специалистами ЦУ ССПД

Среди преимуществ ВОЛС, отмечают специалисты службы сигнализации и связи, – высокая пропускная способность волоконно-оптического кабеля (ВОК) (позволяет передавать данные на скорости, которая недостижима для других систем связи), малое затухание сигнала и высокая надежность оптической среды (оптические волокна не намокают, не окисляются, не подвержены электромагнитному воздействию).
– Авторами проекта внедрения ВОЛС выступили специалисты предприятия «Институт «Белжелдорпроект», генподрядчиком строительных работ – РУП «Белтрансавтоматика», – рассказывает начальник отдела развития сетей связи и передачи данных, эксплуатации средств диагностики КТСМ и пассажирской автоматики службы сигнализации и связи Игорь Лубский. – На участке Минск – Молодечно произведена прокладка бронированного ВОК емкостью 24 оптических волокна. Установлено оборудование синхронной цифровой иерархии (SDH) для организации магистральной сети связи верхнего уровня STM-16 (2,5 Гбит/с) между домами связи станций Минск и Молодечно и дорожной сети связи нижнего уровня STM-4 (622 Мбит/с) по всем станциям участка. Кроме того, смонтирована аппаратура первичного мультиплексирования плезиохронной цифровой иерархии(PDH), которая предназначена для преобразования первичного цифрового потока (ПЦК) 2 Мбит/с в основной цифровой канал (ОЦК) 64 Кбит/с или канал тональной частоты (ТЧ).
С помощью данных типов оборудования стало возможным создавать надежную транспортную сеть и гибко формировать цифровые потоки, каналы ТЧ, а также организовать передачу IP-трафика в широком диапазоне скоростей, начиная от 2 Мбит/с.
Круглосуточный контроль и техническое обслуживание оборудования SDH осуществляет Дорожный центр управления сети связи и передачи данных (ЦУ ССПД) Конструкторско-технического центра Белорусской магистрали с помощью специализированной системы мониторинга и администрирования. Целостность волоконно-оптического кабеля участка Минск – Молодечно также постоянно контролируется ЦУ ССПД с помощью
автоматической системы «Атлас», которая следит за состоянием всех магистральных и дорожных оптических волокон.
По словам начальника ЦУ ССПД Вячеслава Сугако, внедрение ВОЛС на участке Минск – Молодечно повысило скорость и качество информационного обмена данными различных автоматизированных систем, функционирующих на Белорусской магистрали в рамках Единой сети передачи данных (ЕСПД):

Электромеханик связи Минской дистанции сигнализации и связи Елена Сенькевич измеряет анализатором спектра AnCom-A7 характеристики каналов тональной частоты первичных мультиплексов участка Минск-Молодечно

– Высокая скорость подключения по отдельным оптическим волокнам опорного узла Молодечно ЕСПД (до 1 Гб/с) позволит внедрить и расширить ряд АРМов, функционирование которых было невозможно либо ограничено в связи с низкой пропускной способностью существовавших ранее каналов связи. Сама структура Единой сети передачи данных отвечает высоким требованиям безопасности, надежности, отказоустойчивости и качества при передаче данных между конечным пользователем и информационными системами. Постоянный мониторинг активного оборудования и информационных потоков осуществляется персоналом ЦУ ССПД.
В свою очередь автоматизированный мониторинг первичных мультиплексоров, оборудования электропитания и пожарной сигнализации производится в Минской и Молодечненской дистанциях сигнализации и связи.
– Первичные мультиплексоры находятся в специальных шкафах, – говорит заместитель начальника столичной дистанции сигнализации и связи Артем Румянцев. – На линейных станциях они расположены в связевых, в Минске и Молодечно – в линейно-аппаратных залах домов связи. Установленное на станциях участка Минск – Молодечно каналообразующее оборудование теперь позволяет перевести оперативно-технологическую связь в цифровой формат, на порядок повысить качество телефонной связи.
Волоконно-оптическую линию связи особенно ждали на линейных станциях и предприятиях Молодечненского узла. Он единственный в столичном отделении, специалисты которого не имели полного доступа к локальной связи отделения и дороги, действующей на базе ВОЛС. Раньше железнодорожники могли пользоваться только связью и передавать информацию посредством каналов ТЧ аналоговых систем передачи К-60П, организованных по магистральному медному кабелю связи.
– Сейчас все вопросы по передаче данных и качеству связи решены, – рассказывает начальник Молодечненской дистанции сигнализации и связи Александр Бельский. – Платежно-справочные терминалы, рабочие места товарных кассиров, дежурных по станциям, автоматизированные системы продажи билетов «Экспресс-3», выдачи и отмены предупреждений промежуточных станций подключены к локальной сети, работающей по ВОЛС. Есть возможность дальнейшего внедрения различных информационных систем, требующих высоких скоростей передачи информации. В частности, системы видеонаблюдения, которая в настоящее время модернизируется на станции Молодечно. С внедрением ВОЛС демонтированы автоматические телефонные станции (АТС) на станциях Беларусь и Дубравы, а абоненты переключены на АТС Минск и Молодечно соответственно.

Ольга ОРЛОВА