Из поколения защитников Отечества

Александр Медведев – человек из поколения защитников Отечества, которые в годы лихолетья отдавали свои силы, здоровье, а порой и жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

35 — Основной

В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранятся фотопортрет и воспоминания этого человека. Он родился в 1897 году в Гомеле в семье железнодорожника. После школы устроился работать на магистраль. Был списчиком вагонов, весовщиком, затем дежурным по путям, дежурным по узлу. Вскоре стал заведующим объединенными поездными и паровозными бригадами, а позже – заместителем начальника Гомельского отделения службы движения. В 1937-м Александр Медведев возглавил Могилевское отделение службы движения Белорусской железной дороги.
С началом Великой Отечественной через станцию непрерывным потоком шли поезда с орудиями, танками, горючим, снаряжением, военнослужащими. Началась напряженная работа по распределению и продвижению составов. В Могилеве этим процессом руководил Александр Медведев. Действовать приходилось в крайне тяжелой обстановке – железнодорожный узел немцы начали бомбить с первых дней войны.
С запада на восток двигался поток беженцев. Враг наступал. Нужно было эвакуировать имущество и оборудование фабрик и заводов Могилева, предприятий узла. Для этого пришлось организовать бригаду грузчиков из числа железнодорожников: собрали преимущественно станционных работников с семьями. За десять часов погрузили и отправили в тыл свыше трех десятков вагонов. Таким же образом спасли имущество военного склада. Затем грузили оборудование и готовую продукцию швейной фабрики, зерно и многое другое.
13 июля 1941-го из Могилева Александр Медведев и другие железнодорожники переехали в Кричев, затем в Климовичи. Но и этот населенный пункт пришлось оставить. Противник находился совсем рядом. От разрывавшихся бомб качались телеграфные столбы, рвались и звенели провода, а вагоны взлетали на воздух, как щепки. Железнодорожникам было дано указание ехать в Воронеж.
Некоторое время Александр Алексеевич работал здесь начальником станции. В сентябре 1942-го его назначили уполномоченным наркома путей сообщения на Северную и Ярославскую железные дороги.
Из воспоминаний Александра Медведева: «Несмотря на все трудности, мы выдержали канонады, авиационные налеты, взрывы, пожары, голод, жизнь в бараках и землянках, множество дней без сна и отдыха, надеясь без всяких колебаний на полную победу».
В конце сентября 1943-го освободили некоторые районы Беларуси. Александру Алексеевичу поручили восстанавливать разрушенную транспортную инфраструктуру, заниматься продвижением поездов на фронт. Многие объекты пришлось возводить заново. Несмотря на отсутствие специалистов-строителей, в короткий срок были восстановлены станционные здания и стрелочные посты, водоснабжение, ремонтировались пути, сооружались мосты. Многих подчиненных Александра Медведева командование 1-го Белорусского фронта наградило различными медалями и орденами. Самому ему вручили орден Красной Звезды.
В ночь с 5-го на 6-е июня 1944-го противник организовал массированный авиационный налет на Кричевский железнодорожный узел. Было сброшено 1385 бомб. Вражеская авиация уничтожила десять станционных путей, множество стрелочных постов, зданий. Земляное полотно было вспахано глубокими рвами. «Но железнодорожники не пали духом, а с еще большей силой взялись за восстановление», – вспоминал Медведев. Трудовой подвиг Александра Алексеевича отмечен также орденом Отечественной войны II степени.
В мае-июне 1944-го шла подготовка к наступательной операции «Багратион». Перед железнодорожниками стояла задача в кратчайший срок перевезти и разгрузить вблизи линии фронта несколько дивизий. Враг бомбил пути, но воинские соединения доставили без потерь даже раньше установленного срока. За это командование 2-го Белорусского фронта наградило Медведева вторым орденом Красной Звезды.
Железнодорожник в своих воспоминаниях с нескрываемым восторгом отмечал: «Доставленные вооружение и боеприпасы обрушились на гитлеровскую грабармию. Рвало в клочья, сжигало дотла хваленые танки, минометы, пулеметы, на которые возлагали надежды их генералы… Все шло прахом под огнем Красной армии. Гитлеровские войска откатывались».
28 июня 1944-го был освобожден Могилев. 4 октября 1946 года директора – подполковника движения Александра Медведева назначили первым начальником Могилевского отделения Белорусской железной дороги. Трудился на магистрали до выхода на заслуженный отдых в 1957 году. Являлся депутатом областного и городского Советов депутатов. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Татьяна ТРОЙНЕЛЬ,
научный сотрудник Белорусского
государственного музея истории Великой Отечественной войны

Яндекс.Метрика