Правильный ход – системный подход

Добросовестное отношение к своим обязанностям, искоренение коррупции и формализма в работе, в том числе с обращениями граждан, и четко выверенная стратегия преобразований в производственной сфере – этим вопросам на дорожном ТЭСе уделили первостепенное внимание.

Системный подход и профилактика – на это необходимо сделать акцент в работе по противодействию коррупции на Белорусской железной дороге.
В рассмотрении данного вопроса приняла участие и заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Светлана Масло.
В ходе заседания ТЭСа начальник юридической службы Оксана Непогодина озвучила статистику: в минувшем году зарегистрировано 8 фактов совершения работниками отрасли преступлений коррупционной направленности (в 2015-м – 15). Количество железнодорожников, в отношении которых зарегистрированы уголовные дела с признаками коррупции, по сравнению с 2015-м уменьшилось с 12 до 5. Тенденция позитивная, но даже один такой случай не делает чести коллективу магистрали. Поэтому основные усилия нужно направить на профилактику.
Оксана Леонидовна отметила, что в минувшем году продолжала свою работу Дорожная комиссия по противодействию коррупции: состоялось четыре заседания, в том числе одно выездное. Систематически анализировалась информация о выявленных правоохранительными органами преступлениях в этой сфере, заслушивались отчеты о выполнении мероприятий по противодействию коррупции. Кроме того, на дороге постоянно проверяется соблюдение законодательства при закупках (в том числе импортных), целевого и эффективного использования средств. Локальными нормативными актами определены единый порядок осуществления организациями отрасли закупок за счет собственных средств, порядок заключения договоров, разработки и рассмотрения инвестиционных проектов, распоряжения государственным имуществом.
– Мероприятия по противодействию коррупции на Белорусской железной дороге на 2016 – 2018 годы предусматривают антикоррупционную подготовку руководителей организаций, лиц, состоящих в резерве кадров и тех, кто претендует на руководящие должности, – отметила Оксана Непогодина. – А также проверку знаний основных требований антикоррупционного законодательства при аттестации государственных должностных и приравненных к ним лиц.
Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов потребовал сделать акцент не на анализе и констатации фактов, а на профилактике коррупционных проявлений. Обратил особое внимание на такие вопросы, как процедура закупки, учет рабочего времени, правовая подготовка персонала.
– Коррупция подрывает экономическую безопасность не только дороги, но и всей страны, – отметил Владимир Михайлович. – Поэтому нужно исключить любую возможность для злоупотреблений, принимать меры, которые бы способствовали искоренению подобных фактов. А главное – работа в этом направлении должна быть системной на всех уровнях и во всех организациях.
Кроме того, важно создать и поддерживать атмосферу нетерпимости к таким проявлениям. Для этого, к примеру, на корпоративном сайте Белорусской создан раздел «Противодействие коррупции», а в отраслевой газете регулярно публикуются материалы о коррупционных проявлениях и случаях совершения хищений работниками дороги.
О результатах контрольно-ревизионной работы на магистрали рассказал начальник профильной службы Юрий Криводуб. Он отметил, что эта деятельность направлена прежде всего на выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности организаций Белорусской железной дороги и обособленных подразделений, предупреждение и пресечение нарушений законодательства, принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества организаций отрасли.
Светлана Масло в целом дала положительную оценку работы Дорожной комиссии по противодействию коррупции. Вместе с тем представитель Генеральной прокуратуры акцентировала внимание на тех направлениях, где необходимо скоординировать усилия для повышения эффективности этой деятельности.

Анализ первопричин

На постоянном контроле руководства отрасли и вопросы с обращениями граждан и юридических лиц. Об этом, а также о ходе выполнения Директивы Президента Беларуси № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» на Белорусской железной дороге рассказал первый заместитель начальника службы делопроизводства и контроля исполнения Николай Зеневич.
По его словам, количество обращений граждан, содержащих критические замечания по некорректному поведению и компетентности работников Белорусской железной дороги при выполнении своих должностных обязанностей снизилось в 2016 году по сравнению с 2015-м на 11%. Чтобы избежать таких обращений, начальникам отделений даны поручения по качественному подбору и расстановке кадров, связанных с обслуживанием пассажиров на вокзалах, станциях, в поездах. Для получения навыков поведения в случае возникновения конфликтной, нестандартной ситуации организуются ежеквартальные тренинги и практические занятия. К примеру, в 2016 году в вагонных участках состоялось 136 таких мероприятий. На текущий год проведение тренингов, психологических семинаров и индивидуальных консультаций запланировано для работников, осуществляющих контроль оплаты проезда в поездах.
Свою роль играет и личный прием граждан, который регулярно проводит руководство организаций дороги. В 2016 году состоялось 85 выездных приемов, на которых приняли 152 человека.
В минувшем году прошло 26 проверок, целью которых был контроль за выполнением законодательства по обращениям граждан и юридических лиц. Чаще всего, отметил Николай Зеневич, вопросы вызывает порядок регистрации обращений (регистрация обращений, на которые не распространяется сфера действия Закона); неправильное разъяснение или неразъяснение порядка обжалования результатов рассмотрения обращения; нарушение порядка ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц.
– К этим вопросам ни в коем случае нельзя подходить формально, – подчеркнул начальник дороги Владимир Морозов. – Специалистам нужно понимать и анализировать первопричину каждого обращения. Человек должен получить четкий и аргументированный ответ.
В работе с людьми мелочей не бывает, к любому вопросу следует подходить профессионально.

Стратегия и тактика

Еще один вопрос, на котором акцентировали внимание участники ТЭСа, – проект Концепции развития контейнерных перевозок на Белорусской железной дороге до 2020 года.
– Контейнерные перевозки – один из перспективных способов доставки грузов. В минувшем году Белорусская железная дорога перевезла 333,5 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте, что больше по сравнению с 2015 годом в 1,3 раза, – отметил начальник службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Александр Невмержицкий.
По его словам, цель рассматриваемого проекта Концепции – развитие железнодорожных контейнерных перевозок посредством реализации комплексного подхода к обслуживанию грузовладельцев. Он предусматривает создание единой управленческо-координирующей структуры (оператора контейнерных перевозок) на Белорусской железной дороге для удовлетворения потребностей грузовладельцев в указанных перевозках и связанных с ними услугах. Предполагается, что оператор будет обеспечивать и контролировать рынок железнодорожных контейнерных перевозок по Белорусской магистрали, заниматься развитием транспортных продуктов и продажей транспортных услуг клиентам, предоставлять комплексную услугу по доставке грузов в контейнерах, в том числе реализуя мультимодальные транспортно-логистические схемы «от двери до двери».
Начальник Белорусской железной дороги обратил особое внимание на необходимость детальной проработки вопросов реализации Концепции, в том числе связанных с будущей деятельностью оператора контейнерных перевозок. Какой подвижной состав нужно использовать, как будет налажено взаимодействие с терминалами, кто должен выстраивать логистику и т. д.
– Безусловно, нужно развиваться, двигаться вперед. Но при этом должна быть определена четкая стратегия и тактика действий, – подчеркнул Владимир Морозов.
Проект Концепции участники ТЭСа приняли к сведению, к этому вопросу решено вернуться на совещании, которое пройдет в Управлении дороги в марте.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ