Романтики дорог

Проводники Гомельского вагонного участка Сергей Константинов и Сергей Пукало знакомы почти четверть века и столько же работают вместе.

Они очень похожи не только внешне, но и характерами: оба общительные, энергичные, с отличным чувством юмора. Говорят, что эти качества помогли им найти общий язык и стать настоящими друзьями.
В профессию Сергей Константинов (на фото слева) пришел отчасти случайно, хотя его выбор был вполне закономерен.
– Увидел в дизель-поезде объявление, что в Гомельское железнодорожное училище проводится набор на курсы проводников, – рассказывает Сергей Викторович. – Мне тогда было 18 лет, хотелось посмотреть страну, увидеть разные города. И я подумал, что это отличная возможность исполнить мечту. Успешно окончив отраслевое учебное заведение, сразу ушел в армию, а после увольнения в запас в 1987 году начались мои разъездные будни.
В первый рейс он отправился в Брест. Потом были Владивосток, Новосибирск, Ялта… На туристических поездах проехал по всему Советскому Союзу. Вспоминает, как в Ташкенте купил карту железных дорог страны и отмечал на ней города, в которых находился больше 12 часов. За 30 лет работы их накопилось 85, и с каждого старался привозить вымпел с его названием. Увидел разные моря, горы Кавказа, Монголию, искупался в Байкале…
Если Сергею Константинову понадобилось несколько лет, чтобы посмотреть десятки городов, то его тезка Сергей Пукало увидел Россию и Казахстан всего за один рейс, который длился… 67 суток!
А сколько впечатлений осталось – до сих пор делится ими с родными и коллегами.
– Символично, что это был мой первый рейс. В 1992 году я учился на последнем курсе гомельского отраслевого техникума, – вспоминает Сергей Сергеевич. – Во время производственной практики в качестве техника-электромеханика
холодильных установок сопровождал состав из Молодечно в Новосибирск и обратно. Потом были поездки в Волгоград, Калининград, Алма-Ату.
В 1994 году из рефрижераторного вагонного депо Молодечно он перевелся в Гомельский вагонный участок и «пересел» на пассажирские поезда. Во все тонкости профессии вник быстро.
– Советами помогли и опытные коллеги. Многих знал еще со времени учебы в техникуме, поэтому в коллектив влился легко, а с некоторыми дружу до сих пор, – отмечает Сергей Сергеевич.
Оказалось, двух железнодорожников объединяет не только имя, профессия и любовь к путешествиям, но и другие увлечения: оба прекрасно разбираются в автомобилях и могут исправить поломку любой сложности.
Одна из задач проводника – поддержание для пассажиров комфортной эмоциональной атмосферы во время поездки. Сделать это подчас бывает непросто: к каждому человеку, говорят мужчины, нужен индивидуальный подход, каждого необходимо выслушать и оказать всевозможную помощь.
Конечно, за столько лет совместной работы они неоднократно ездили в составе одной поездной бригады. С восхищением вспоминают поездку в 2005 году на туристическом поезде «Восточный экспресс» по маршруту Москва – Эрлянь. В его состав входили стилизованные под пульмановские ретро-вагоны образца 1914-го и 1932 года, известные по фильму «Убийство в «Восточном экспрессе».
Если собрать все воспоминания и истории, которые произошли с моими собеседниками за все это время, хватило бы на целую книгу.
А рассказать есть о чем: и медицинскую помощь оказывали, и правонарушителей задерживали, и забытые вещи возвращали. Было немало моментов, о которых они вспоминают с радостью.
– 2002 год. Я тогда ездил на поезде № 85 Москва – Гомель, – улыбается Сергей Константинов. – Тот рейс вообще был очень интересным. При отправлении из российской столицы в моем вагоне не было ни одного пассажира. Так доехали до Брянска. Но за несколько минут до отправления состава из Брянска подъезжает трактор с восемью тележками, доверху гружеными багажом. Затем к моему вагону подходит сама София Ротару с музыкантами. Их было около 30 человек. Оказалось, она ехала выступать на фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». В Гомеле должна была делать пересадку. О встрече с ней остались самые приятные впечатления. И таких памятных встреч в моей жизни было немало. Если бы у каждого артиста и актера просил автограф, получилась бы коллекция.
А вот его коллега Сергей Пукало собирает необычные факты о тех местах, в которых побывал.
Видел Ригу, Варшаву, Владивосток, Улан-Батор. И о каждом городе узнавал что-то интересное.
– Еще в школе я увлекся географией. Потому мог, не задумываясь, назвать все реки и горы, мимо которых проезжал наш состав, – рассказывает собеседник. – Однажды предлагал пассажирам чай, а они, не замечая меня, завороженно смотрели в окно – в тот момент наш поезд проезжал вдоль Байкала. Наверное, именно в этом и есть романтика стальной магистрали – каждый рейс впечатляет и восхищает.

Лидия СЕРГЕЕВА