На помощь спешат… поезда

Семинар и дорожные полигонные учения по эффективным методам ведения восстановительных работ прошли в Полоцке.

По легенде при роспуске вагонов с горки произошел сход восьмиосной порожней цистерны всеми колесными парами одной тележки и двух четырехосных цистерн с разворотом одной из сошедших тележек. Работники восстановительных поездов Полоцк и Витебск обязаны оперативно устранить последствия этого ЧП. Для выполнения поставленной задачи будут применяться специальные синтетические стропы и схема строповки.
Профессионалы – на местах, несколько минут на подготовку – и первыми за работу берутся витебчане. С помощью гидравлического оборудования с гидроприводом из легких металлов они поднимают и устанавливают на рельсы четырехосную порожнюю цистерну с сошедшей с разворотом тележкой.
У каждого – свой участок и зона ответственности. Но по сосредоточенным лицам понимаешь: за общий результат переживают все одинаково. За их действиями наблюдают начальники восстановительных поездов Белорусской магистрали и главные ревизоры по безопасности движения поездов отделений. Железнодорожники действуют четко и слаженно: как результат – оценка «хорошо».
– При выполнении задачи использовали недавно внедренное нами рацпредложение – приспособление, которое дает возможность обеспечить пониженную на 160 мм установку домкратов, – объясняет заместитель начальника восстановительного поезда Витебск Михаил Буренков. – Наше новшество не раз уже доказало свою эффективность. В некоторых
случаях оно просто незаменимо, ведь при установке высокой балки приходится делать несколько операций: вначале приподнимать вагон, а затем подставлять балку. Применение ее пониженного варианта позволяет сократить время ликвидации последствий схода.
У витебчан есть еще одно задание – установить на рельсы тележку четырехосной порожней цистерны с помощью трактора ДЭТ-320 и комплекта накаточных башмаков из сплава легких металлов. Работники восстановительного поезда на своих местах. Несколько минут – на рельсах и вторая цистерна.
Теперь – все внимание на полочан. – Поступила новая вводная информация: процессом руководит не начальник восстановительного поезда Полоцк Владимир Шарипо, а его заместитель Владимир Антонович, – предупреждает об изменившихся условиях заместитель главного ревизора дорожного по безопасности движения поездов Николай Улащик.
– Готовы? – только и успеваю спросить у Владимира Петровича.
– Конечно! – не растерявшись, отвечает он и тут же дает указания своим работникам.
Их задача – ликвидировать сход одной тележки восьмиосной порожней цистерны. При помощи синтетических ремней тележка надежно увязывается, навешиваются синтетические стропы. Машинист крана КЖ-971 по рации получает команду начать подъем, и цистерна на несколько минут «замирает» в воздухе. С помощью оттяжек работники восстановительного поезда ее немного разворачивают. Постепенно крюк крана опускается, и многотонная емкость – снова в своем привычном положении – на рельсах.

Мастер восстановительного поезда Витебск Алексей Кравцов за пультом управления гидравлической установки

– Подъем и установка цистерны прошли без проблем, никакого форс-мажора, – делится впечатлениями Владимир Петрович и признается: – Когда пришлось самостоятельно руководить процессом, ничуть не растерялся: в восстановительном поезде Полоцк работаю уже 17 лет, из них 16 – в должности заместителя начальника.
– Приятно наблюдать, что с поставленной задачей коллективы двух восстановительных поездов справились буквально за час, – подключается к разговору главный ревизор по безопасности движения поездов Брестского отделения Игорь Евтушевский. – Я 18 лет был начальником восстановительного поезда Витебск и сегодня еще раз убедился, что те основы, которые были заложены здесь раньше, приносят положительный эффект.
Особенность нынешних учений в том, что упор сделали на ликвидацию сходов железнодорожного подвижного состава, перевозящего опасный груз (нефтепродукты). И как отметил Николай Улащик, цель этих испытаний – во-первых, проверить слаженность работы двух команд. Во-вторых, перенять передовой опыт коллег.
В 2016 году в восстановительных поездах состоялось 39 полигонных учений, а также два дорожных – в Могилевском и Жлобинском железнодорожных узлах. Нынешний год не стал исключением, и данная работа продолжается.
К слову, если второй день – проведение полигонных учений – был более зрелищным, то первый оказался содержательным по темам обсуждения. Представители службы безопасности движения поездов Управления Белорусской железной дороги, главные ревизоры по безопасности движения поездов отделений, начальники восстановительных поездов на семинаре подвели итоги работы за 2016 год. Как отметил старший ревизор дорожный по безопасности движения поездов Вадим Шляга, за минувший год количество выездов на ликвидации последствий схода железнодорожного подвижного состава уменьшилось вдвое к уровню 2015 года. В течение этого периода для проведения аварийно-восстановительных работ осуществлено 13 выездов. Примечательно, что для более оперативной ликвидации сходов специалисты активно разрабатывают рационализаторские предложения. К примеру, сейчас в восстановительном поезде Осиповичи внедряют приспособление для обеспечения бесперебойной работы железнодорожных кранов в условиях низкой температуры воздуха.
Обсудили на семинаре и планы на 2017 год. Николай Улащик подчеркнул, что необходимо обновить имеющиеся пассажирские вагоны для перевозки крановых бригад, оборудовать трапами железнодорожные платформы для быстрого съезда всех типов тяжелой техники. Среди других приоритетных задач – улучшить качество проектов производства подрядно-договорных работ, продолжить повышение квалификации специалистов, совершенствование их профессиональных знаний и практических навыков, внедрять рационализаторские предложения, ускоряющие и облегчающие аварийно-восстановительные работы. В свою очередь заместитель начальника Могилевского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Владимир Феофилов отметил, что уровень знаний направляемых на обучение специалистов восстановительных поездов повысился.

Екатерина ОСОВСКАЯ