Объединяет преданность профессии
Город над Бугом и Белорусская железная дорога стали родными для представителей трудовой династии Тарасюк – Паско – Гриневич.
Три поколения железнодорожников – и так уж получилось, что только женщины, – в разное время связали свою жизнь с вокзалом станции Брест-Центральный. Сначала здесь билетным кассиром трудилась София Никитична Тарасюк, которая передала любовь к профессии своим дочерям – Людмиле и Ирине. В этой же должности на вокзале сейчас работает дочь Ирины Васильевны, продолжая дело своих родственников. Самый любимый праздник женщин – 8 марта. В этот день все они вместе со своими семьями собираются за праздничным столом у бабушки и мамы Софии Никитичны. А когда разговор заходит о железной дороге, он может длиться часами. Ведь каждому есть о чем рассказать.
С заботой о семье
Основателем трудовой династии является отец Софии Никитичны – Никита Иванович Стасюк. Он родился в 1904 году и с семьей жил в деревне Огородники Высоковского района (ныне Каменецкий) в пяти километрах от станции Лыщицы.
– Сначала отец трудился в местном колхозе, но после Великой Отечественной подался с односельчанами в Брест, – рассказывает София Никитична. – Устроился грузчиком на ручную перевалку на станцию Брест-Центральный. С деревни на сменную работу ходил пешком – около 5 км. Это не каждый осилит, тем не менее он не жаловался на трудности. Всегда приносил нам, детям, гостинцы и обязательно свежий хлеб, которого в деревне практически не было. На железной дороге он трудился 15 лет, вплоть до выхода на заслуженный отдых.
По словам Софии Никитичны, отец был очень трудолюбивым человеком: ухаживал за фруктовым садом, вместе с супругой Зинаидой Феодосьевной держал большое хозяйство – четыре коровы и две лошади. Но самое главное – постоянно заботился о своей семье. Двое его детей, как и он, стали железнодорожниками. Сын Алексей Никитович около 40 лет работал проводником в Брестском вагонном участке, а дочь София Никитична 43 года – билетным кассиром.
Часы от министра путей сообщения
София родилась в 1931 году и была третьим ребенком в семье Никиты Ивановича и Зинаиды Феодосьевны. С раннего детства помогала родителям по хозяйству. Училась в школе, а потом началась война. Это было страшное время – в родной деревне от немцев приходилось прятаться: местные жители выкопали большой погреб, где и ночевали.
К своему 18-летию девушка успела окончить всего семь классов.
– По совету отца выбрала железную дорогу, – вспоминает женщина. – Обрадовалась, когда в 1949 году меня взяли билетным кассиром на станцию Брест-Северный. Я продавала проездные документы всего на один поезд, который следовал до Высоко-Литовска. Тем не менее график был плотный: в кассу приходила три раза на день – утром, в обед и вечером. Работа мне нравилась.
На этой станции она трудилась 10 лет, потом пошла, как говорит, «на повышение». Исполнять обязанности кассира местного сообщения на пригородном вокзале станции Брест-Центральный было престижнее: здесь большой коллектив, пассажиропоток серьезнее.
– Старалась быстро вникать во все тонкости и в то же время качественно работать, – признается ветеран. – Из всего коллектива только мне доверяли выполнять обязанности инкассатора, когда требовалось подсчитать выручку. И это – после основной своей работы. Устанешь, бывает, за день, но потом с новыми силами берешься за счеты. Затем много лет продавала билеты в ночной кассе, где оформлялся и багаж пассажиров, выезжающих за границу.
Билетным кассиром она отработала 43 года. За добросовестный труд отмечена медалью «Ветеран труда», является ударником XI пятилетки, а за успешное выполнение плановых заданий неоднократно премировалась.
В 1986 году в честь 100-летия вокзала станции Брест-Центральный награждена именными часами от министра путей сообщения СССР. Ходики и сегодня бережно хранятся дома.
С теплотой отзывается ветеран о бывшем диспетчере Нине Шапошниковой, с которой и сегодня общается. Особенно благодарна своему наставнику – работнице вокзала Анне Якуниной. Свою молодую коллегу она учила вежливо общаться с пассажирами и доступно объяснять ту или иную информацию. Эти же качества София Никитична передала своим дочерям Людмиле и Ирине.
Благодаря магистрали моя собеседница встретила свою судьбу. С будущим мужем Василием Тарасюком – электромонтером СЦБ Брестской дистанции сигнализации и связи – познакомилась, когда он покупал у нее билет на поезд. Через полгода молодые люди сыграли свадьбу. Общий стаж ее супруга на магистрали – 37 лет.
На хорошем счету
Первой на вокзал пришла работать старшая дочь Софии Никитичны и Василия Якимовича – Людмила Паско.
– Когда мы с сестрой Ириной были маленькими, в детский садик не ходили, а воспитывались у мамы на работе, – говорит Людмила Васильевна. – Нам было все интересно: билеты, очереди в окошке, а на перроне – поезда. Детские воспоминания прочно засели в памяти. А когда и сама стала железнодорожницей, гордилась, что работаю вместе с мамой.
Билетным кассиром она начинала в 1982 году. Первым наставником стала, конечно же, мама, которая учила тонкостям профессии. Трудилась в разных кассах на вокзале, в том числе и в предварительной, которая размещалась на бульваре Шевченко. Помнит 1986 год, когда ее
с другими работниками командировали в Гомель оформлять билеты для пассажиров, выезжающих из Чернобыльской зоны.
– А в 1989 году меня направили трудиться кассиром в Германию. Туда попали не все, а только лучшие работники, – рассказывает собеседница. – Мы продавали билеты советским военным, которые ехали в отпуск в СССР. Там же оформляли багаж для многих известных артистов эстрады – Льва Лещенко, Владимира Винокура, Анне Вески, Филиппа Киркорова…
После нескольких лет командировки в Германию она работала кассиром в международных кассах, а в 2002 году вышла на заслуженный отдых. Ее общий стаж на предприятии – 20 лет.
– Время пролетело незаметно, но это были интересные годы, – вспоминает Людмила Васильевна. – Коллектив был очень дружный, сплоченный. Благодаря председателю профкома Савве Шпудейко мы много путешествовали – Киев, Львов, Ленинград, Москва. И сейчас нас не забывают: приглашали в поездки по памятным местам, в частности в Смоленск и по Беларуси.
В отличие от своей сестры Людмилы, Ирина Васильевна (по мужу Гриневич) в 1977 году окончила Брестский техникум железнодорожного транспорта. По распределению ее направили на столичное предприятие «Трансэлектропроект». она занималась проектированием подъездных путей на станциях, выполняла другую работу. Через полгода перевелась техником в проектно-сметную группу Брестского отделения.
– Здесь я «задержалась» на четыре года – проектировала различные объекты, – рассказывает Ирина Васильевна. – Однако эта работа мне показалась скучной, монотонной. Когда переводом оформили на должность билетного кассира на местный вокзал, поняла, что такой труд мне больше по душе.
Правда, здесь она начинала с группы технического контроля – характер работы был разъездной. Проверяла выполнение своих обязанностей начальниками поездов и проводниками. Потом группу расформировали и ее перевели в бюро по распределению мест в пассажирских поездах. Здесь работала 11 лет.
– После распада СССР трудилась в международных кассах, – говорит Ирина Гриневич. – Было нелегко, но в то же время и интересно: пассажиропоток через границу увеличился, поэтому нам, кассирам, приходилось работать не покладая рук.
Ирина Гриневич, как и ее сестра Людмила, всегда была на хорошем счету на предприятии. награждена Почетной грамотой Белорусской железной дороги. Несколько лет находится на заслуженном отдыхе. Гордится своей дочкой Анной, которая продолжила дело бабушки, родной тети и мамы.
В будущее – с уверенностью
– На вокзале работаю пять лет, однако уже освоилась в должности и чувствую себя уверенно, – говорит билетный кассир Анна Гриневич. – Горжусь, что эта профессия перешла ко мне, если можно так выразиться, по наследству.
Сначала она обучалась на пригородном вокзале, потом в центральных кассах. В работе ей нравится общение с людьми, внедрение новых систем оформления билетов. Сейчас девушка реализует до 300 проездных документов в смену по Беларуси
и на поезда дальнего сообщения. Также распечатывает билеты, оформленные через интернет. В будущем планирует получать высшее образование.
Все представители этой семьи часто собираются вместе. Летом проводят время на даче, здесь же отмечают День железнодорожника. Особенно радуется за близких София Никитична. Она счастлива, что ее окружают дети, внуки и правнуки. Возможно, и самых младших когда-нибудь поманит к себе магистраль, с которой и они свяжут свой жизненный путь…
Юрий ФЕДОРЕНКО