Призвание нашел на магистрали

Почетный железнодорожник Олег Костарский отдал Белорусской без малого полвека.

…В квартире Олега Владимировича весело и шумно не только по причине 70-летия главы семьи. Маленькая внучка Вика сейчас в таком возрасте, когда скучать не приходится ни родителям, ни дедушке с бабушкой. Пока супруга юбиляра накрывает стол с угощениями, Олег Костарский сетует, что и на заслуженном отдыхе дни пролетают так быстро, что всего не успеть. И неудивительно: весной все большего внимания требует дача. К тому же он до сих пор ежедневно занимается спортом. Зимой – пробежка на лыжах, весной и летом – велосипед.
В свое время в соревнованиях по велоспорту он выступал за сборную Брестской области. Ветеран вспоминает, что за сезон на тренировках проезжали по 13 тыс. километров. Также он выигрывал городские турниры по конькобежному спорту и соревнования по лыжным гонкам среди железнодорожников.
На магистраль Олег Костарский пришел в 1965 году. В Барановичском вагонном депо начинал учеником газосварщика. Через год его призвали в армию. После увольнения в запас устроился в локомотивное депо Барановичи, потом снова перешел в вагонное. Работал слесарем по автотормозам. На соревнованиях по велоспорту, где выступал за команду депо, ему, как одному из лучших спортсменов, предложили поступить в брестский отраслевой техникум.
После его окончания в 1974 году распределился в Барановичскую дистанцию сигнализации и связи, где прошел путь от электромонтера до заместителя руководителя. Его первым местом работы стал 10-й пост на станции Барановичи-Центральные. Тогда активно велась реконструкция станции под электрическую централизацию. После там построили новый пост ЭЦ, а Олега Владимировича назначили старшим электромехаником. Затем предложили должность начальника участка.
А в 1983-м он был назначен заместителем начальника Барановичской дистанции сигнализации и связи.
На этом предприятии железнодорожник познакомился со своей супругой Еленой Николаевной. Также выпускница брестского отраслевого техникума, она приехала в Барановичи по распределению. И уверяет, что будущего мужа приметила значительно раньше, еще во время учебы.
– Фотография Олега Костарского была в техникуме на Досках почета и среди лучших рационализаторов, и студентов, и спортсменов, – вспоминает Елена Николаевна. – Я еще думала, что ж это за человек такой, везде успевает!
Во время его работы в дистанции реализовывалось множество масштабных проектов. Шла электрификация участка Столбцы – Барановичи. На станциях монтировали устройства электрической централизации, а на перегонах импульсная автоблокировка заменялась на кодовую – под электротягу. Когда эта работа была завершена, началось строительство второго пути на участке Лунинец – Барановичи.
– Из-за большой засоленности от перевозки в полувагонах калийных удобрений устройства автоблокировки начали работать крайне неустойчиво, происходили значительные утечки тока, – вспоминает собеседник. – Встал вопрос о замене автоблокировки, решили оборудовать этот участок рельсовыми цепями тональной частоты. Из-за интенсивного движения необходимо было строить второй путь. Грузовой поезд из Барановичей в Лунинец шел тогда шесть часов! Работа по строительству второго пути началась в 1986 году.
Для специалистов дистанции сигнализации и связи это означало переустройство всего оборудования на станциях и перегонах под второй путь. Была введена автоблокировка с рельсовыми цепями тональной частоты. С ней дистанция столкнулась впервые, и она не годилась для работы в зимних условиях. В итоге ее пришлось заменить. На этом настоял Олег Владимирович.
После окончания строительства второго пути на участке Лунинец – Барановичи Олег Костарский был отмечен Почетной грамотой Верховного Совета БССР. Позже были и другие, отраслевые награды: премия имени машиниста В. А. Яцкевича, знак «Почетный железнодорожник». За каждой из них стоит прежде всего интенсивный и напряженный труд.
– При вводе устройств по несколько суток приходилось жить и работать на перегонах. Ставили вагон, в нем и ночевали. Зато опыт в таких условиях приходил быстро, – улыбается Олег Владимирович.
Среди прочих крупных проектов, к которым причастен Олег Костарский, – строительство новой электрической централизации на станции Лунинец, позже – микропроцессорной полуавтоматики, затем – диспетчерской централизации «Неман» на станции Барановичи-Северные, где она проходила тестовые испытания перед тем, как была внедрена на других станциях магистрали.
– Свою работу всегда считал творческой, и она мне нравилась прежде всего тем, что виден результат. Введешь устройства, запустишь новое оборудование на станции – и испытываешь огромное удовлетворение от того, что это сделано руками твоими и твоего коллектива, – подытоживает юбиляр.
До 2007 года Олег Владимирович трудился в должности заместителя начальника дистанции, затем еще шесть лет инженером в техническом отделе. Супруга Елена Николаевна также почти четыре десятилетия отдала предприятию.
Сейчас, как шутит Олег Костарский, они могут быть спокойны: ведь подготовили достойную смену – в Барановичской дистанции сигнализации и связи работают сын Олег и невестка Полина.

Елена КРАВЕЦ