Профессия – в наследство
«Хочу стать достойным представителем пятого поколения железнодорожной династии Самодум-Хрупкиных», – так несколько лет назад написал в школьном сочинении Иван Боковой о своей семье. И велика вероятность, что это осуществится.
В нынешнем году молодой человек оканчивает среднюю школу, но с выбором будущей профессии определился уже давно: будет поступать в БелГУТ. Выбрал и специальность – «локомотивы и локомотивное хозяйство». Решение принял неслучайно: такой профессиональный путь прошли многие из его родственников – прапрадед, прадеды, дедушки и дяди.
Родословную своей семьи Иван знает до четвертого колена. 12 представителей династии Самодум-Хрупкиных связали свои судьбы с предприятиями Гомельского железнодорожного узла. Специалисты разных профессий – машинисты, инженеры, преподаватели, бухгалтеры – все они имеют непосредственное отношение к магистрали. Их общий трудовой стаж – более 260 лет.
Первый из династии машинистов
В начале 20-х годов прошлого века прапрадедушка Ивана Филипп Степанович Самодум пришел в паровозное депо Гомель помощником машиниста. Набравшись опыта, и сам водил пассажирские поезда.
Конец 30-х годов стал одним из самых мрачных и противоречивых периодов в истории советского государства. На это время пришелся пик репрессий. Не избежал такой участи и Филипп Степанович. Всю Великую Отечественную провел в сталинских лагерях. В 1946-м его реабилитировали, и он вернулся домой. Но годы, проведенные в застенках, подкосили здоровье. Прожил он меньше года…
Ветви большой семьи
Сын Филиппа Степановича Геннадий начинал помощником машиниста паровоза в Тюмени. А в 1963 году вернулся в Беларусь. Преподавал в Оршанском техникуме железнодорожного транспорта, а через год перевелся в Гомель. Следующие 40 лет работал в местном отраслевом техникуме. Прошел путь от преподавателя спецдисциплин до заместителя директора по учебной работе.
Большой вклад в подготовку высококвалифицированных кадров для железной дороги внес и его сын Юрий. Сегодня кандидат технических наук Юрий Самодум работает проректором по учебной работе БелГУТа.
Неонилла, дочь Филиппа Степановича, встретила войну 14-летним подростком. Она была самым младшим участником гомельского комсомольско-молодежного подполья – входила в группу Ивана Железнякова. Подпольщики выполняли задания партийных органов, партизан, спецгрупп, распространяли антифашистские листовки и сводки Совинформбюро, участвовали в диверсиях на железной дороге.
После освобождения Гомеля Неонилла устроилась в паровозное депо статистом группы учета, где и работала до выхода на пенсию в 1975 году. Здесь встретила свою вторую половину – Анатолия Даниловича Хрупкина.
Отцовский завет – лучший совет
…Когда пятнадцатилетний Толя принес домой свидетельство об окончании семилетки, отец встретил его вопросом:
– Ну, какое же ты принял решение?
– Пойду в железнодорожное училище, – ответил подросток.
– Ну, что ж, были в нашем роду землепашцы, теперь пойдут железнодорожники, – философски рассудил отец. – Неважно, кем будешь. Каждая работа украшает человека. Надо только любить свою профессию.
Отцовские слова стали жизненным девизом для молодого человека. Обучаться на помощника машиниста пошел на курсы при депо в Жлобине.
А оканчивать учебу довелось уже в Новосибирске. Осенью 41-го Анатолия отправили на Северную железную дорогу в колонну паровозов особого резерва НКПС. Под прицельным огнем врага, часто без отдыха и сна в составе локомотивной бригады он водил к линии фронта эшелоны с боеприпасами и оружием. О тех днях напоминает медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Анатолий Данилович часто рассказывал внукам, что видел себя только машинистом. Мечта осуществилась в 1944 году, когда окончил дорожную школу в Щорсе и сам повел составы. Весть об освобождении родных мест застала его под Казанью. Вскоре его откомандировали в паровозное депо Гомель. Работал помощником машиниста, затем машинистом паровоза. Одним из первых получил права машиниста тепловоза.
Краснеть не приходилось
Хрупкины-старшие с малых лет прививали детям уважение к непростому труду железнодорожника. Поэтому для них не стало неожиданностью, когда оба сына, Анатолий и Игорь, заявили, что пойдут учиться на помощника машиниста.
Когда Анатолий во время занятий в училище пришел на производственную практику, шефство над ним взял сам отец. За сына Хрупкину-старшему краснеть не приходилось. Энергичный, исполнительный, инициативный, Анатолий отлично работал и справлялся со своими обязанностями. Заочно окончил отраслевой техникум. По ходатайству комсомольской организации был направлен в техническую школу и вскоре сам встал за правое крыло локомотива. За 45 лет Анатолий Анатольевич проехал миллионы километров, за хорошую работу не раз отмечался руководством и по праву считается большим профессионалом.
Будущую жену Жанну Анатолий Анатольевич встретил на работе. Молоденькая выпускница училища проходила в депо производственную практику. Сюда же вернулась оператором группы учета после окончания учебного заведения. Спустя восемь лет стала бухгалтером в дистанции гражданских сооружений. А с 1993-го по 2004 год работала в этой должности на вокзале станции Гомель.
Локомотивное депо Гомель стало единственным местом работы и для брата Анатолия Анатольевича Игоря. Сюда он пришел в 1975 году после окончания техникума. Признается, что 35 лет работы машинистом тепловоза пролетели, как одно мгновение.
Сейчас его дело продолжает сын Алексей. Как прадедушка, дедушка, отец и дядя, он тоже начинал помощником машиниста. Со временем освоил и все тонкости управления тепловозом. А с 2014 года трудится машинистом-инструктором.
Преданность профессии
Дети Анатолия и Жанны Хрупкиных – Игорь, Анатолий, Неонилла и Лилия – продолжили трудовые традиции старшего поколения и добавили к семейному железнодорожному стажу более шести десятков плодотворных лет.
Разве они, слышавшие с детства разговоры о железной дороге и поездах, могли выбрать другую профессию?
К тому же и жили в Гомеле на улице Мильчанской, что проходит вдоль железнодорожных путей. Признаются, что даже по гудку тепловоза могли точно определить, когда мимо дома проезжал отец.
Старший из сыновей – тоже Анатолий – окончил техникум железнодорожного транспорта по специальности «локомотивы и локомотивное хозяйство» и пришел в локомотивное депо Гомель помощником машиниста тепловоза. Без отрыва от работы окончил БелГУТ по специальности «тепловозы и тепловые двигатели».
С 2009-го по 2011 год преподавал специальные дисциплины в Гомельском колледже железнодорожного транспорта. А сегодня трудится в Гомельском подразделении Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
В 2008-м после окончания БелГУТа в «семейное» депо пришел его младший брат Игорь Анатольевич. Трудовую биографию начинал слесарем на участке по ремонту электрического оборудования. Молодой специалист хорошо себя проявил, и вскоре ему предложили должность инженера-технолога.
Неоднократно Игорь Анатольевич получал звание лучшего молодого рационализатора Белорусской железной дороги. Признается, что не стремился к такому признанию, хотя сам процесс творчества ему очень нравится. А если все получается, и результат оправдывает затраченные усилия, это вдохновляет на новые идеи и свершения. Сегодня Игорь работает инженером по охране труда в Гомельской дистанции электроснабжения.
Старшая сестра Анатолия и Игоря – Лилия Боковая (Хрупкина), мама Ивана – тоже окончила техникум железнодорожного транспорта. Только специальность выбрала другую – «вагоны и вагонное хозяйство». Пять лет работала проводником пассажирского вагона на фирменном поезде Гомель – Москва. А с 1997 года трудится мастером производственного обучения отраслевого лицея. Она дала путевку в профессию уже нескольким сотням железнодорожников. За успехи в организации учебного процесса и активную общественную работу награждена многочисленными почетными грамотами, отмечена благодарностями.
Ее младшая сестра Неонилла Шаповалова (Хрупкина) 17 лет работает билетным кассиром вокзала станции Гомель.
– Приветливая улыбка, доброжелательность, готовность выслушать и помочь – это и есть главные составляющие моей работы, – говорит Неонилла Анатольевна. – Зачастую пятиминутный разговор влияет на настроение пассажира и побуждает в следующий раз тоже воспользоваться железнодорожным транспортом.
Подготовила
Лидия СЕРГЕЕВА