Характер такой – мужской

Коллектив четвертого околотка Оршанской дистанции пути по итогам 2016 года признан лучшим на своем предприятии, а также стал лауреатом дорожной премии имени машиниста В. А. Яцкевича.

За работой монтер пути Александр Филиппович

Состояние обслуживаемого околотком пути оценено в прошлом году 34 баллами при плане 59. Заменено шесть комплектов стрелочных переводов на железобетонном основании, 1,4 тыс. шпал, 11 рамных рельсов с остряками и 4 крестовины, 10 комплектов переводных брусьев. Выполнен ремонт настилов на 7 переездах. Кроме того, околоток оказывал помощь ПМС-78 в выполнении среднего ремонта пути с заменой путевой решетки. При этом за 2016-й не отмечено случаев нарушения трудовой и производственной дисциплины.
Возглавляет околоток, в состав которого входят четыре бригады (37 человек), дорожный мастер Сергей Цыганков.
– Основная наша задача – постоянный контроль и обеспечение исправного состояния пути и длительных сроков службы всех его элементов при полной гарантии безопасности и бесперебойности движения поездов. Мы обслуживаем участки в парках Е, Ж, З, И станции Орша-Центральная, а также главный путь до станции Можеевка включительно. Это более 25 км главных, свыше 28 станционных и подъездных путей, без малого сотня комплектов стрелочных переводов, – рассказывает Сергей Николаевич по дороге к бытовому помещению четвертой бригады. Одновременно связывается с бригадиром первой – Александром Бурцом. Сегодня в пределах отделения, которое она обслуживает, на станции Можеевка производится плановая реновация сердечника крестовины стрелочного перевода.
– Все остается в силе? – уточняет дорожный мастер. – Когда выехали?.. Уже подъезжаете… Позже буду у вас.
И вот мы в бытовке четвертой бригады околотка, самой большой по численности. Бригадир Александр Гончаров озвучивает план-задание на день. Сегодня его подопечные выполняют перешивку пути на деревянном основании в парке З. Понадобятся путевой шаблон, стяжной прибор, пластинки-закрепители, костыльный молоток, лапчатый лом (в путейском обиходе – «лапа»). Внешне он напоминает огромный гвоздодер. Впрочем, так оно и есть. Ведь костыли, которые им расшивают, по сути, и являются большими гвоздями. Инструмент нелегкий, весит, навскидку, не менее 10 кг.
– Тяжеловатая «лапка» – пробую поднять. Пожалуй, даже мечи у средневековых рыцарей были полегче.
– А по мне она легкая, не больше 5 кг, – отмечает монтер пути Валентин Якубовский, которому приходится с таким инструментом иметь дело каждый день.
…Отправляемся в парк З. Несмотря на то, что это пути отстоя подвижного состава, ограждение места работ производится согласно инструкции.
– В этом месте ширина колеи несколько превышает 1520 мм, сейчас будем приводить ее в соответствие со стандартом, – объясняет Александр Гончаров, прикладывая к колее шаблон.
Валентин Якубовский приступает к расшивке костылей на трех деревянных шпалах. Затем монтер пути Андрей Володкевич устанавливает пластинки-закрепители в отверстия от костылей. С помощью стяжного прибора бригадир сужает колею и прикладывает шаблон, показывающий необходимые 1520 мм… Андрей Володкевич забивает костыли, тем самым закрепляя стандартный параметр.
Александру, Валентину, Андрею предстоит «поправить» путь еще в нескольких местах. Остальные же монтеры бригады в этот день задействованы в обходе пути, креплении болтов и их смазке.
Крепление болтов на стрелочных переводах по плану и у третьей бригады Валерия Тимошенко. Ее работников мы застали возле самого оживленного переезда в Орше – он соединяет вокзальную территорию с городом. Здесь интенсивное движение людей, автомобильного и железнодорожного транспорта. За полчаса, которые мы провели с бригадой, монтерам пути пришлось несколько раз оставлять свои рабочие места. Сначала прибыл поезд Брест – Витебск, потом – путейская мотриса, а через несколько минут – платформы ПМС-78.
– Такой режим привычен для путейцев. Ведь значительная часть работ при текущем содержании пути выполняется без перерыва в движении поездов, а ряд обнаруженных неисправностей порой надо устранять незамедлительно, – объясняет Сергей Цыганков. – Безусловно, при этом соблюдаются все требования безопасности движения и охраны труда.
Большинство путейцев сразу или со временем возвращаются домой – из Витебска, Могилева, Минска. Здесь, как говорится, и стены помогают. Многие приходят с других предприятий. И никто не жалеет.
– Вот, к примеру, Валентин Якубовский раньше работал на заводе мастером, у нас уже 12 лет, – продолжает дорожный мастер. – Бригадир Александр Гончаров сначала отучился в столичном колледже железнодорожного транспорта, затем получил высшее экономическое образование. Руководит бригадой уже девять лет.
Бригадиры – поистине правая рука дорожного мастера. У Сергея Цыганкова четыре таких надежных помощника: помимо Александра Гончарова, еще Александр Бурец, Олег Миранович, Валерий Тимошенко. Все трое также оршанцы, за плечами которых местный отраслевой колледж. Валерий еще и выпускник МИИТа. В профессии каждый более 10 лет. То же самое можно сказать и о Сергее Цыганкове. В дистанции он с 2005 года – после колледжа и службы в армии. Три года возглавлял бригаду, а с 2010-го молодому путейцу доверили околоток.
…Спешим с дорожным мастером в район станции Можеевка, где в мотовозе МПТ-4 ждут машинист Александр Якимович и его помощник Борис Романенко. Они доставляют нас к горловине станции. С помощью наплавочного комплекса здесь производится восстановление крестовины восьмого стрелочного перевода. Работают без «окна» – с пропуском поездов. Руководит процессом мастер участка по восстановлению элементов верхнего строения пути Александр Быстров – потомственный путеец, в профессии уже четверть века. В его подчинении шлифовщик Юрий Палатка, электросварщики Владимир Поляков и Дмитрий Ковалев. согласно технологии, эти работы могут выполняться при температуре воздуха до -100С.
В тот день была плюсовая температура, но погода далека от идеальной – ветрено, а хмурое с утра небо к обеду так и не просветлело. Впрочем, для путейцев это не помеха. Ни дождь, ни метель, ни жара им не страшны. Спасают надежная спецодежда, хорошие физическая форма, настроение, чувство юмора и, безусловно, мужской характер. Без этих качеств в профессии путейца надолго не задержишься.

Ольга ОРЛОВА