Сильное плечо

В ветеранской организации Полоцкой дистанции пути из 198 человек 125 – женщины. У каждой своя судьба, своя жизненная история. Именно они наравне с мужчинами когда-то брались за нелегкий путейский труд.

Зоя Митрофановна Забавина

Но есть то, что их всегда объединяло, – сильный характер и умение преодолевать трудности. И в мороз, и в зной, и в дождь, и в снег они работали на совесть, обеспечивая безопасность движения поездов. Сейчас в распоряжении дистанции пути современная техника, а в послевоенные годы о ней можно было только мечтать. Стрелки переводились вручную, переезды еще не имели автоматических шлагбаумов… А с каким тяжелым инструментом – в десяток и более килограммов – каждый день имели дело хрупкие женщины! Дисциплина была железная, и они, не жалея себя, брались за самую трудную работу, активно участвуя в путевом развитии станций Полоцк и Новополоцк.
Станцию Новополоцк обслуживали три околотка, в подчинении у начальника участка Евгения Крейдикова были одни женщины – дорожный мастер, бригадиры и монтеры пути. Значимым событиям, происходящим в узле, радовались тогда все вместе. Многие и сегодня помнят, как в 1962-м на станцию прибыл первый вагон с нефтью. А через год ей присвоили первый класс.
Но, конечно, особо гордились путейцы успехами своего предприятия. Коллектив дистанции уверенно побеждал в дорожных соревнованиях. В 1970 году он был удостоен переходящего Красного знамени Министерства путей сообщения и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. Немало наград было и у женщин-путейцев. Одна из них – Зоя Забавина, которая трудилась инженером в техотделе. Это первый работник дистанции пути с высшим образованием. Зоя Митрофановна отмечена высокой правительственной наградой – орденом «Знак Почета», а также дипломом МПС и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта. Кроме того, она избиралась депутатом Полоцкого горсовета.
Ответственно подходили к выполнению своих обязанностей и те, кто не понаслышке знал, что такое ужасы войны. Это участница Великой Отечественной Ольга Ивановна Балютко, малолетняя узница фашистского концлагеря Надежда Александровна Парфененко, проработавшая на Белорусской магистрали 47 лет.
Из 13 ветеранов, отмеченных знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi», 9 – женщины. Среди них Светлана Ивановна Бирюкова – в прошлом дорожный мастер. Она, как грамотный руководитель и специалист своего дела, всегда умела найти подход к каждому работнику. Добросовестным отношением к труду отличались бригадиры пути Сабина Витольдовна Чигак, Нина Григорьевна Янукова, Вера Семеновна Магер, бригадиры мостобригады Надежда Ивановна Протас и Ольга Ивановна Поярчёнок.
В свое время расцепку вагонов, угрожающую безопасности движения, предотвратила монтер пути Тамара Николаевна Булавская. Опасную неисправность она обнаружила, когда замещала дежурного по переезду.
Не остался незамеченным труд начальника ПТО Татьяны Михайловны Наливайко и инженера Надежды Павловны Карась. Также знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi» награждена и автор статьи – ныне председатель совета ветеранов предприятия, ранее возглавлявшая профсоюзный комитет.
Многие из женщин проработали в дистанции долгие годы. К примеру, более 40 лет родному предприятию отдала дежурный по переезду парка Громы Мария Прохоровна Муха. Такой же стаж у Аллы Альбертовны Прокопович, Татьяны Егоровны Анцен, Софьи Игнатьевны Кирпиченко, Клавдии Александровны Сарасеко, Тамары Александровны Васюкович.
К слову, много лет бригадиром пути была Тамара Николаевна Загнетова (Новгородова). По путевке горкома комсомола она уехала на строительство Байкало-Амурской магистрали, а затем вернулась в родную дистанцию.
Женщины-путейцы работали на различных должностях, у каждой были свои обязанности, но после нелегкого трудового дня их ждали еще и домашние хлопоты: успевали и ужин приготовить, и белье постирать, и детям сказку на ночь почитать, и в огороде порядок навести. К примеру, пятерых детей воспитала Павлина Ивановна Дедкова, трудовой стаж которой на железной дороге 38 лет.
Наши ветераны – волевые, целеустремленные и фантастически работоспособные – доказали, что даже самая тяжелая работа слабому полу по плечу. Низкий им поклон за тот вклад, который они внесли в развитие Белорусской железной дороги.

Валентина КОРОЛЁВА,
председатель ветеранской
организации
Полоцкой дистанции пути