Уровень образования – выше

Итоги кадровой работы и задачи по повышению ее эффективности обсудили участники дорожного совещания в Минске.

Мероприятие прошло под председательством заместителя руководителя Белорусской магистрали Петра Стоцкого и было организовано в формате видеоконференции.
С результатами ушедшего года присутствующих ознакомила первый заместитель начальника службы организационно-кадровой работы Наталья Артеменко. По ее словам, списочная численность железнодорожников на 31 декабря 2016-го составила 76 679 человек, что почти на 3% меньше уровня 2015-го. В качестве положительного аспекта деятельности профильных подразделений Наталья Николаевна отметила снижение коэффициента оборота кадров – текучки на магистрали нет.
По состоянию на последний день ушедшего года на дороге трудилось свыше 5,7 тыс. руководителей, более 13,6 тыс. специалистов, около 3,8 тыс. других служащих и 53,3 тыс. рабочих. При этом удельный вес представителей первой и второй групп увеличился, рабочих – незначительно уменьшился, других служащих – не изменился.
В условиях инновационного развития Белорусской железной дороги особые требования предъявляются к обеспечению магистрали высококвалифицированными специалистами, подчеркнула Наталья Николаевна. И в этом отношении радует наметившаяся в последние годы тенденция роста уровня образования среди всех категорий работников отрасли. Сокращается (за 2016 год – на 11%) количество практиков – по состоянию на 31 декабря их насчитывалось 596 человек, а до конца текущего года останется 511.
Особое внимание необходимо обратить на специалистов с высшим образованием, которые сегодня заняты на местах рабочих и должностях других служащих. Из них почти 43% составляют выпускники БелГУТа и других профильных вузов, имеющие железнодорожные специальности. Кроме того, рабочими трудятся более 11,4 тыс. человек со средним специальным образованием, из которых свыше 5 тыс. окончили железнодорожные колледжи. Этих людей в первую очередь нужно рассматривать в качестве возможных кандидатов на должности руководителей всех уровней и специалистов.
Наиболее многочисленной на магистрали является группа с трудовым стажем от 10 до 20 лет (30,7%), самый скромный удельный вес тех, кто работает меньше года (4,9%). Что касается возрастной структуры, здесь на первом месте категория железнодорожников 30 – 39 лет (почти 29% всей списочной численности). Далее следуют группы 40 – 49 лет (около 26%) и 50 – 54 (менее 14%).
В ушедшем году сократилась доля железнодорожников, достигших общеустановленного пенсионного возраста (сегодня это 4,1% работающих).
В своем выступлении Наталья Николаевна подробно остановилась на вопросе трудоустройства молодых специалистов. В 2016 году в организации Белорусской железной дороги прибыло 1298 выпускников учреждений образования. Большинство (80%) – из БелГУТа. Самые низкие показатели их закрепления по-прежнему – в хозяйстве пути. Профильной службе, а также в отделениях магистрали необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию и принять меры по ее исправлению.
Несмотря на то, что в целом формирование перспективного резерва на Белорусской железной дороге несколько улучшилось, на местах все еще не уделяется должного внимания работе с перспективной молодежью, подготовке молодых руководителей.
Положительных результатов удалось достичь в вопросе трудовой дисциплины: число нарушений снизилось почти на 7%. Сократилось количество появлений на рабочем месте в состоянии опьянения, случаев, повлекших необеспечение безопасности движения поездов, и прогулов. Почти вдвое снизилось и число преступлений коррупционной направленности: в 2016-м зарегистрировано 8 подобных фактов (на 7 меньше, чем за 2015-й).

В 2015/2016 году в Дорожном центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров прошли обучение свыше 3 тыс. человек по 32 профессиям. В текущем, в соответствии с заявками предприятий, необходимые знания получат еще 2,8 тыс. работников.

В целом поставленные на 2016 год задачи кадровые подразделения выполнили, суммировала представитель службы. В текущем необходимо продолжать эффективное формирование кадрового потенциала и повышать его квалификацию, сокращать число практиков, целенаправленно пополнять штат молодыми квалифицированными специалистами, совершенствовать работу по прогнозированию потребности в трудовых ресурсах. В рамках непрерывного профессионального обучения обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников согласно утвержденному плану.
Заместитель начальника дороги Петр Стоцкий обратил внимание на необходимость проведения оценки качества учебных программ курсов повышения квалификации и их согласования с профильными службами Управления Белорусской магистрали. Он также потребовал повысить эффективность использования резерва руководящих кадров при назначении на соответствующие должности, активнее задействовать молодежь. Особая тема – сохранность имущества дороги. По отношению к работникам, совершившим хищения, нужно проявлять самую принципиальную позицию, подчеркнул Петр Васильевич.
Стратегически важная задача – повышение процента закрепления в отрасли молодых специалистов. В первую очередь – в хозяйстве пути. Кроме того, необходимо снижать в трудовых коллективах доли практиков и работников с непрофильным образованием.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика