Не поверить, а перепроверить
Гарантом безопасности движения называют слесаря по ремонту подвижного состава ПТО станции Гомель-Пассажирский местного вагонного депо Олега Кустова.
– Когда Олег Николаевич на смене, я уверен, что вагоны будут отремонтированы качественно и в срок, – отмечает мастер ПТО Александр Молочко. – Он добросовестно относится к любому заданию. За годы работы зарекомендовал себя специалистом высокого класса.
Профессионализм моего собеседника признают не только на родном предприятии. В нынешнем году ему вручили нагрудный знак отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени.
С профессией Олег Кустов определился еще школьником по примеру старших друзей. И сегодня рад, что тот выбор стал судьбоносным.
В Гомельское вагонное депо он пришел 27 лет назад. Поначалу специализировался на текущем ремонте грузовых вагонов. А в 2000-м перешел в ПТО станции Гомель-Пассажирский, где и по сей день следит за «здоровьем» приписного парка вагонного участка.
Рабочий день железнодорожника начинается с планерки, на которой от мастера он получает задание на смену.
– Диспетчер вагонного участка составляет график работы на месяц. В него включаются вагоны, которые должны пройти единую техническую ревизию (ТО-3), – поясняет собеседник. – Кроме того, мы занимаемся еще и текущим отцепочным ремонтом – оперативно устраняем дефекты, выявленные осмотрщиками у транзитных поездов. Вот, к примеру, сейчас подадут вагон поезда, прибывшего из Москвы. В нем обнаружился остроконечный накат гребня колеса, который может вызвать сход с рельсов при набеге на остряк стрелочного перевода. Так как вечером вагон нужно отправить в рейс, его ремонтируем вне очереди.
Со временем подвижной состав изнашивается, могут возникать дефекты, неисправности, которые угрожают безопасности движения поездов: нагрев буксового узла, навары на поверхности катания колесной пары, выщербины, ползуны и другие проблемы. Задача осмотрщиков – на слух и визуально выявить плохо закрепленные детали, заклиненные колесные пары, проверить тормозную систему вагонов. И если их часто называют докторами-диагностами, то слесарей по ремонту подвижного состава – терапевтами и хирургами. Ведь они не только «лечат» вагоны, но и предотвращают появление у них на ранних стадиях новых «болезней».
– Все, что вы здесь видите – моя зона ответственности, – поясняет Олег Кустов и указывает на ремонтные позиции, оборудованные восемью домкратами. – Мы должны в рейс отправить полностью исправный вагон, чтобы он проследовал по гарантийным плечам ПТО без отцепки. Отвечаем за колесные пары, автосцепное и автотормозное оборудование. Каждая деталь и узел проверяются, простукиваются, осматриваются. Для этого каждый вагон поднимаем домкратами, выкатываем тележки.
Олег Николаевич уверен, что любой литейный дефект, а тем более трещина в узлах ходовой части вагона может привести к непредвиденным обстоятельствам. Обнаружить их не так-то просто: «Всегда уделяю особое внимание элементам, где чаще всего они и «прячутся»: осматриваю боковые рамы и надрессорные балки тележки. Здесь нужен не только солидный опыт, но и буквально «рентгеновский» взгляд».
Опыт в этом непростом труде – огромное подспорье. За годы работы Олег Кустов обучил тонкостям профессии и подготовил немало квалифицированных специалистов. Молодым работникам он объясняет, что иметь зоркий глаз и чуткий слух недостаточно, нужно всегда быть максимально собранным и внимательным.
– Главное в ремонте – не спешить, – говорит собеседник. – Лучше лишний раз перепроверить, внимательно присмотреться к узлам и деталям, особенно к тем, которые находятся в труднодоступных местах. Чем бдительнее мы будем, тем выше гарантия безопасного следования состава в пути.
Так же, как и выбранной в юности профессии, Олег Николаевич на протяжении многих лет остается верным своему увлечению. Любит посидеть с удочкой на берегу реки. В этом деле, как на работе, важны выдержка и внимательность.
Лидия СЕРГЕЕВА