Шуховские «кружева»
Так по праву можно назвать металлические гиперболоидные сооружения, которые изобрел гениальный русский инженер, архитектор и академик Владимир Шухов. На Белорусской железной дороге они строились как основания водонапорных башен, которые в эру паровозной тяги служили для заправки локомотивов водой. Некоторые из них сохранились до нашего времени.
Для молодого поколения машинистов Белорусской паровозы – уже раритет. А вот бывалые паровозники могут подтвердить: такой технике воды по весу требовалось даже больше, чем топлива, – при каждой заправке в тендер заливалось до 50 – 60 кубометров. Для экипировки использовались гидроколонки. Строились они сразу на нескольких путях станции, чтобы не отцеплять паровоз от поезда. В них, в свою очередь, вода попадала самотеком из специальных баков, которые порой вмещали до 100 кубометров жидкости. Солидные емкости требовали и солидного основания – водонапорных башен из кирпича. Дорого и недолговечно! Все изменилось, когда на смену им пришли металлические сооружения.
Гиперболоиды изящности
В нашей стране Владимир Григорьевич Шухов прежде всего известен как автор сетчатых башен, которые часто так и называют – Шуховскими. Самая знаменитая – Шаболовская радио- и телебашня. Кстати, архитектор предложил не только конструкцию, но и технологию наращивания пролетов, которые собирались на земле и в готовом виде поднимались на проектную отметку.
Способ устройства гиперболоидных башен Владимир Григорьевич запатентовал 12 марта 1899 года. Его сооружения состояли из одной либо несколько секций, которые по форме представляли собой однополостные гиперболоиды вращения. Они были изготовлены из прямых балок, закрепленных концами в кольцевые конструкции. Оригинальность технической мысли заключалась в том, что криволинейная фигура выполнена исключительно из прямолинейных деталей, скрепленных заклепками. Свою теорию он вначале проверил на небольших моделях и убедился в соотношении «вес – прочность». А вскоре подвернулся и первый реальный проект – башня для водоснабжения восьми выставочных павильонов Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде (1896 г.). Сооружение высотой 25,6 м держало бак вместимостью 114 тыс. литров. Кстати, эта сетчатая конструкция имела не меньший успех у публики, чем знаменитая Эйфелева башня в Париже.
И неслучайно. Инженеру Шухову удалось придать своему творению необыкновенную инженерную и архитектурную изысканность и красоту. После окончания выставки башню приобрел один из русских предпринимателей. Конструкцию разобрали, что совершенно невозможно для кирпичного сооружения, и перенесли в село Полибино Липецкой губернии в имение мецената, где она сохранилась и по сей день. Конструкция Шуховской водонапорной башни оказалась настолько удачной и недорогой, что вскоре во многих городах Российской империи, а после и Советского Союза, при строительстве водопроводов стали применять именно эти сооружения. Особенно активно – в 20 – 30-е годы ХХ века: всего в то время было построено около 60 башен такого типа.
Памятники архитектуры
В Беларуси в качестве водонапорных башни Шухова построили на станциях Пуховичи, Коханово, Борисов и Степянка. Борисовскую возвели в 1927 году. Сооружение высотой 27 м предназначалось для экипировки паровозов. Сегодня его не используют. Сооружение расположено возле городского парка по улице Гастелло. Наверху установлен стальной бак, обшитый деревом, сейчас он пуст. По кругу башни есть небольшой балкон – молодые борисовчане назначают здесь свидания. Она является памятником архитектуры. Несмотря на пристойный внешний вид несущих конструкций, башня требует капитального ремонта. Еще одна находится на станции Коханово. Правда, ее официальный адрес – деревня Звенячи. Место постройки выбрано неслучайно: товарные паровозы, отъехав от Орши 25 км, уже не имели достаточно воды, чтобы обеспечить повышенную форсировку котла на знаменитом троциловском подъеме. Поэтому в Коханово останавливался каждый товарный поезд и паровоз добирал воду. Долгие годы такая же башня Шухова работала на станции Пуховичи. Но четыре года назад сооружение демонтировали. Эта же участь постигла и односекционную башню, расположенную напротив нынешнего грузового двора станции Степянка. После войны она прослужила несколько лет, но поскольку была изготовлена из железобетонных балок, скрепленных сваркой, из-за недолговечности сварной конструкции ее разобрали.
К слову, в Украине из 11 башен сохранилось 8, в том числе на станциях Полючиная, Конотоп, Черкассы. В Николаеве сохранилась башня, построенная в 1907 году с объемом бака 600 кубометров. По сегодняшний день стоит в Краснодаре красавица-башня Шухова, а вот ее аналог в подмосковном городе Подольске уже снесли.
Не только водонапорные
Разработанная Шуховым конструкция использовалась не только при строительстве водонапорных башен. Станислав-Аджигольский маяк – это та же башня Шухова высотой 72 метра. Сооружения возведены в 1911-м при входе в Херсонский и Николаевский порты. Эта идея нашла воплощение и в военно-морском судостроении. В России и других странах сетчатые башни Шухова стали устанавливать вместо традиционных металлических мачт на крупных военных кораблях. В частности – на броненосце «Император Павел І». Кстати, сегодня гиперболоидные мачты несет американский крейсер «Аризона». В 30-е годы ХХ века на реке Оке в рамках плана ГОЭЛРО были построены башни-опоры линий электропередачи высотой 128 м, 68 м и 20 м. Сегодня сохранилась лишь первая, остальные разрушены добытчиками черного металлолома.
Нашли применение сетчатые конструкции Шухова и за рубежом – в 1963 году в порту японского города Кобе была построена башня высотой 108 метров, в 1981-м завершено возведение в Сиднее. Теперь здесь расположены рестораны, магазины, оборудована смотровая площадка, а на высоте 268 м – открытая выдвижная платформа. Общая высота – 309 м, стоимость строительства – 36 млн. австралийских долларов. В столице Катара – Дохе – в 2007 году построена башня высотой 300 м и стоимостью 175 млн. долларов.
К сожалению, в странах СНГ сооружений, которые так и хочется назвать шуховскими «кружевами», остается все меньше. Время берет свое, но необходимо приложить все усилия к сохранению этих уникальных объектов.
Леонид ЛЕГЧЕКОВ