Не привыкать быть первыми
Почетную награду по итогам прошлого года заслужила колонна № 1 локомотивного депо Витебск под руководством машиниста-инструктора Николая Халимоненко.
В депо первая она не только по порядковому номеру. В работе – лучшая! Локомотивные бригады колонны обслуживают поезда региональных линий экономкласса. Машинисты и их помощники точно выполняют график движения и доведенные показатели по экономии топлива. Умеют найти выход из любой ситуации, обеспечив при этом безопасность пассажиров.
– Специально получить дорожную премию имени машиниста В. А. Яцкевича мы не стремились, просто взяли за правило качественно выполнять свою ежедневную работу. Сегодня в колонне 34 локомотивные бригады, которые на дизель-поездах серии ДДБ1 приписки локомотивного депо Полоцк обслуживают участки от Витебска до Рудни, Полоцка, Орши, Езерища, – рассказывает машинист-инструктор Николай Халимоненко.
Мой собеседник подчеркивает, что обеспечить безопасность движения и не допустить срыва поездов с графика помогает высокий уровень технических знаний. А для обучения бригад в депо созданы все условия: есть и наглядные пособия, и учебные видеофильмы. Кстати, технические занятия локомотивных бригад Николай Николаевич традиционно начинает с «разбора полетов»: вместе с наставником собравшиеся подводят итоги работы, анализируют ошибки. Следующий шаг – изучение входящих документов, материалов селекторных совещаний, информации от коллег из соседних депо. Далее – по тематическому плану. К примеру, в этот раз преподаватель напоминает о методах быстрого и грамотного определения и устранения неисправностей в буксовых узлах, моделирует нестандартные ситуации.
– Теория помогает на практике, – продолжает Николай Николаевич. И добавляет: – Вспоминаю один из недавних эпизодов: обнаружив критический нагрев буксы в пути следования, локомотивная бригада в составе Леонида Воропаева и Алексея Гузенкова смогла довести поезд до промежуточной станции. Машинист принял решение следовать с минимальной скоростью, чтобы освободить перегон. При этом помощник шел рядом с поездом, контролируя состояние буксового узла. В итоге – никаких препятствий для движения поездов не создали. А уже на станции пассажиров пересадили в исправный дизель-поезд, и до места назначения они прибыли с минимальным опозданием.
Это не единичный случай, когда витебские локомотивщики показали хорошую профессиональную подготовку и отличные технические знания. В отдельной папке у машиниста-инструктора – благодарности его локомотивным бригадам. И от руководства отделения, и от пассажиров. В каждом письме – своя история со счастливым концом, но и одни и те же слова в финале «Спасибо железнодорожникам за профессионализм, неравнодушие и отзывчивость!».
– Колонна, которая работает с пассажирами, – это лицо локомотивного депо, и требования к ней повышенные, – замечает Николай Николаевич. – Я всегда говорю машинистам и их помощникам быть дисциплинированными, культурными и вежливыми, ведь на них – большая ответственность. К примеру, в отличие от пассажирских поездов, где все вопросы решают начальник поезда и проводник, в составах региональных линий экономкласса это ложится на плечи локомотивной бригады. Случаи бывают разные, и важно уметь общаться с людьми, быстро разрешать конфликтные ситуации. Кроме того, успех в поездке зависит и от взаимодействия локомотивной бригады с коллегами-железнодорожниками из других служб.
Пока беседую с Николаем Халимоненко, машинист Александр Зайцев (к слову, участник Четвертого слета машинистов) и его помощник Владимир Щелкунов уже готовы отправиться в рейс по маршруту Витебск – Полоцк.
– Главное перед дорогой – рабочее настроение, – говорит Александр Александрович. – А в нестандартной ситуации – не паниковать и четко выполнять должностные обязанности.
– В нашем деле мелочей нет, – поддерживает Николай Николаевич. – Особенно важно – хорошо подготовиться к поездке. Принимаешь дизель-поезд – скрупулезно проверь состояние всех узлов, поинтересуйся у коллег, которые вернулись из поездки на этом подвижном составе, как она прошла.
Еще один секрет успешной работы колонны № 1 – взаимовыручка. Более опытные специалисты – в их числе машинисты Александр Филиппенко, Виктор Смулько, Владимир Евсеенко – всегда делятся секретами мастерства с молодым поколением. Да и сам Николай Халимоненко в любое время готов проконсультировать локомотивные бригады по телефону. Более того, «настольная книга» для каждой из них, которую машинисты и помощники обязательно берут с собой в дорогу, – пособие, разработанное наставником. В нем – подробные инструкции и указания по выходу из нестандартных ситуаций. Большая часть этих советов – из личного опыта самого Николая Николаевича. С локомотивным депо Витебск связана практически вся его биография. В 1985 году, во время учебы в Гомельском техникуме железнодорожного транспорта, проходил здесь практику. Сюда же – помощником машиниста – вернулся в 1988 году после службы в армии. А в 1998-м самостоятельно подготовился и сдал экзамен на право управления тепловозом. Работал в пассажирском движении. Имеет первый класс квалификации. В должности машиниста-инструктора трудится более десяти лет. В копилке личных наград – нагрудные знаки «Выдатнік Беларускай чыгункі» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км».
– На железную дорогу меня привела романтика путешествий, – улыбается Николай Халимоненко. – Разочаровался ли? Ни разу!
Машинист-инструктор пользуется заслуженным авторитетом и у коллег, и у руководства депо.
– Он требователен к себе и к вверенным ему бригадам, но, вместе с тем, доброжелателен и с пониманием походит к решению любого вопроса, – замечает заместитель начальника депо по эксплуатации Александр Прихожий. – Всего в локомотивном депо трудится 248 машинистов тепловоза и 176 помощников: это 10 колонн. Но колонна № 1 под руководством Николая Халимоненко из года в год показывает отличные результаты работы. Она неоднократно становилась победителем соревнований внутри предприятия. А в минувшем году ее бригады сэкономили 35 тонн дизельного топлива. Лучших показателей добились машинисты Александр Саприков, Александр Зайцев, Вячеслав Фадеев.
К слову, все машинисты колонны имеют право на управление не только тепловозом, но и дизель-поездом. У большинства их помощников также есть свидетельства на право управления локомотивом. Многие представители колонны награждены нагрудными знаками «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» и были делегатами всех четырех слетов машинистов магистрали.
– Колонна – это не просто коллектив машинистов и помощников, – подытоживает машинист-инструктор Николай Халимоненко. – Мы не приходим в одно время на работу пять дней в неделю, не сидим несколько часов в одном кабинете. Но при такой разрозненности все участники колонны должны работать на общую цель. От каждого в поездке зависит репутация всего коллектива.
Екатерина ОСОВСКАЯ