Декабрь
Вт
03
2024

«Ворота Минска»

Величественные здания в стиле сталинского ампира, появившиеся в столице в районе железнодорожного вокзала в послевоенный период, стали визитной карточкой Минска. Многие из них спроектированы и построены по заказу железнодорожников и до сих пор тесно связаны с магистралью. И их история – часть летописи дороги. Об этом – в сегодняшней публикации.

Привокзальная площадь в 50-е годы ХХ века

Разрушенную гитлеровцами столицу восстанавливали по генеральной схеме, разработанной московскими архитекторами. И в создание послевоенного облика города весомый вклад внесли железнодорожники, которые стали заказчиками многих строений, до сих пор украшающих Минск.
Особое значение руководство республики придавало Привокзальной площади. Ее реконструкцию начали еще до войны, в 1940 году по проекту Бориса Рубаненко. Архитектурный ансамбль задумывался в стиле сталинского ампира. По послевоенному проекту напротив вокзала, в начале улицы Кирова решили соорудить «Ворота Минска». Архитектурный комплекс состоял из двух 11-этажных башен по углам 5-этажных домов, расположенных симметрично поперечной оси Привокзальной площади. Строители включились в работу, не имея достаточного количества машин, механизмов и инструмента. Материалы доставлялись по железной дороге на станцию Минск-Пассажирский. Там из вагонов перегружались на телеги, которые конной тягой перемещались через Привокзальную площадь на стройку.
Уже в июле 1944 года был организован строительно-восстановительный участок № 5 Западной железной дороги. А в марте 1946-го его реорганизовали в 3-й строительный участок Управления строительства № 101 НКПС. В 1952 году оно переехало из Смоленска в Минск.

Циферблат часов — самый большой в Беларуси, в диаметре он достигает более 3,5 метра, длина минутной стрелки — 169 сантиметров

Участком руководил Иван Соколов, главным инженером был Николай Позняк. Непосредственно работами на объектах управляли прорабы Сергей Геращенко и Василий Полунин. Впервые на строительстве башен был использован самомонтирующийся башенный кран. В процессе возведения зданий пришлось преодолевать немало трудностей: с поступлением металла, электротехнических изделий, с поставкой и монтажом лифтов…
Но самой непростой задачей стала сборка на одной из башен механических часов с диаметром циферблата больше 3,5 метра. Они были привезены в Минск из поверженной Германии в качестве трофея на эшелоне с железнодорожным оборудованием.
На вторую башню водрузили железобетонный герб Белорусской ССР, который был отлит по спецзаказу. Также здания украсили бетонные скульптуры рабочего и колхозницы, инженера и солдата. Они были выполнены в Беларуси.
«Въездные ворота» подчеркнули важную историческую параллель: они приняли эстафету от деревянных башен древнего минского замчища. Слева и справа от них вдоль Привокзальной площади были построены пятиэтажные жилые дома, авторами которых стали архитекторы минской проектной конторы Западной дороги. На 1-м этаже здесь разместились магазины, аптека, железнодорожная поликлиника. В самих же башнях на 1-м и 2-м этажах открылись ресторан «Радуга» и Центр научно-технической информации магистрали.

Фигура солдата на одной из башен

К 1975 году из-за износа бетона и опасности обрушения массивные скульптуры демонтировали, а в 2004-м восстановили: на сей раз они были сделаны из силумина – более легкого и не подверженного коррозии сплава.
В течение более чем шести десятилетий здания сменили несколько хозяев. Так, Центр научно-технической информации уступил место сберегательному банку, железнодорожная поликлиника – редакции газеты «Железнодорожник Белоруссии», воинским билетным кассам, магазинам.
Пятиэтажные жилые дома по улицам Бобруйской и Ульяновской с цифрами 1950, 1952, 1953 на фасадах, обозначающими год возведения, также были построены железнодорожниками. Авторами стали архитекторы проектной конторы магистрали.
Здание Минского отделения было сдано в эксплуатацию в 1955 году и украсило перекресток улиц Свердлова и Ульяновской. Его авторы – представители «Дорпроекта» Григорий Марченко и Леонид Чурко – реализовали проект не полностью: угловую башенку, как архитектурное излишество, решили не строить. Здание было возведено за короткий срок. В нем, помимо руководства отделения дороги, разместились «Дорпроект», милиция, прокуратура и СУ-672 «Транссигналстроя».
В 1986 году в рамках проекта электрификации направления Орша – Барановичи у здания появилась шестиэтажная пристройка, спроектированная специализированной мастерской Союза архитекторов БССР. В 2006 году ее передали в собственность проектному институту дороги, а в 2010-м там появился 7-й этаж.
Пригородный вокзал известный, как пригородные билетные кассы, появился на Привокзальной площади в 1955 году. Он был спроектирован архитекторами Сергеем Ботковским и Натаном Шпигельманом и построен трестом «Белтрансстрой». Двухэтажное здание (на нижнем фото) имеет симметричную объемно-пространственную композицию. В архитектурном решении фасадов использована ордерная пластика. Его угловые части с входами на второй этаж выделены пилястрами со стилизованными лепными капителями. Центральная часть фасада с входом в кассовый зал разделена высокими арочными проемами в обрамлениях из замкового камня. Межоконные рольставни декорированы полуколоннами с капителями. Фасад венчает антаблемент, карниз с медальонами. По периметру крыши проходит балюстрадный парапет, интерьеры украшены характерным лепным декором.
Здание использовалось в качестве пригородного вокзала с билетными кассами. В 1980 – 1987 годах были дополнительно построены пригородные кассы на улице Дружной. После ввода нового Минского железнодорожного вокзала пригородный зал с кассами разместили в его правом крыле на 1-м этаже. А в старом здании появились международные билетные кассы и туристический центр «Дортур». Постепенно число касс сократили и переместили в дом № 2 по улице Кирова. А освобожденную часть заняли Центр научно-технической информации дороги (2-й этаж) и кассы предварительной продажи билетов.

Леонид ЛЕГЧЕКОВ

Яндекс.Метрика