Жизнь – в служении магистрали

Легендарный железнодорожник, Герой Социалистического Труда Иван Маньковский был одним из тех, кто удостоен высшей награды Родины: за самоотверженный труд в годы войны и в мирное время он отмечен орденом Ленина, а также орденом «Знак Почета», медалью «За отвагу».

Родился Иван Васильевич в 1895 году недалеко от Орши в многодетной семье железнодорожника Василия Маньковского. Василий Тимофеевич отдал транспорту более полувека. Он был рабочим и старшим рабочим, бригадиром и дорожным мастером. В 1928-м за особые заслуги на производстве ему присвоили звание Героя Труда. Для Ивана отец всегда был примером отношения к делу всей своей жизни.
По окончании сельской школы в 1912 году молодой человек пошел учиться на Первые московские электротехнические курсы, после которых трудился на станции Рига-1 Риго-Орловской магистрали надсмотрщиком телеграфа, затем десятником связи в ее Управлении. Во время Первой мировой войны Ивану Маньковскому пришлось перебраться в Витебск. В 1917-м старательного связиста назначили старшим механиком на линии Витебск – Орел, в следующем году – начальником участка связи в Могилеве.
В 1919-м Маньковский возглавил созданный участок связи в Орше, позже дистанцию, которой отдал 17 лет. В 23 года он стал первым руководителем дистанции сигнализации и связи. В этой должности проявились его организаторские способности, талант изобретателя и наставника. Был энергичным, образованным, любознательным, дисциплинированным и очень аккуратным человеком. С него брали пример, старались подражать. Подготовленные Маньковским специалисты оборудовали здание паровозного депо Орша внутридеповской связью, обеспечили избирательную селекторную связь на участках Орша – Лепель, Орша – Коханово, Орша – Красное.
Иван Маньковский пользовался авторитетом на всех предприятиях узла. Из 60 техников дистанции 56 были подготовлены на месте под непосредственным его руководством. На всех станциях узла ручные переводы стрелок и управление семафорами к 1935 году заменили электрической централизацией и сигнализацией, а монтеры, механики и сигналисты (бывшие стрелочники) пристально следили за состоянием каждого прибора.
– Пуще всего взыскиваю я за плохую видимость сигналов. Слепые сигналы – источник аварий! – говорил Иван Васильевич.
В 1930-е годы Маньковский был уже достаточно известен на сети дорог СССР: под руководством Ивана Васильевича была введена система планово-предупредительного ремонта, организовано систематическое повышение квалификации кадров, обеспечена надежная работа устройств. Особое внимание уделялось большой и малой механизации, культуре производства. Возглавляемое им предприятие было одним из лучших в стране, прочно удерживало переходящее Красное знамя дороги.
В январе 1936-го постановлением Совнаркома Иван Маньковский был утвержден членом Совета при Народном комиссариате путей сообщения, в апреле удостоен ордена «Знак Почета». В июне того же года его назначили начальником службы связи Калининской магистрали. Знакомясь с состоянием дел на дороге, Иван Васильевич пешком прошел от Лихославля до Невеля и от Великих Лук до Медведево.
Маньковский, обучая других, постоянно учился сам и призывал к учебе свои коллективы. Его новаторство обогатило отрасль такими важными изобретениями, как вагон СЦБ, испытательный щит для поездных телефонов, велосипед-дрезина для электромеханика связи околотка, известный как велодрезина Маньковского.
Особые страницы в биографии железнодорожника связаны с Великой Отечественной войной. На линии Москва – Ленинград он со своим коллективом обеспечивал связью штаб Калининского фронта. Тогда Управление дороги перебазировалось на станцию Медведево, где размещался главный узел связи магистрали. Находясь севернее Смоленска, Маньковский отступал с войсками и связистами по болотам и лесам… Ему удалось вывести из окружения большую группу бойцов и железнодорожников.
В суровую зиму 1941-го, когда фашистов разгромили под Москвой, связисты Маньковского следовали за наступавшими войсками Калининского фронта – несмотря на морозы, восстанавливали линии связи. Враг минировал перегоны.
И когда двое человек подорвались, связисты замедлили темп продвижения, опасаясь мин. Маньковский чертил схему за схемой, пока не разгадал секрет установки мин и не нашел способ их быстрого обезвреживания. Более 150 километров пятипроводной линии протянули они, шагая вместе с солдатами. Даже во время войны Маньковский продолжал изобретать. Придумал переносную селекторную станцию для соединения объектов участка, ввел на дороге дублирование связи, используя для этого местные линии, строил обходные линии в узлах, подвергавшихся частым бомбардировкам и обстрелам.
С 13 по 23 марта 1943 года фашистские самолеты бомбили Бологое и Медведево, снаряды сыпались смертельным дождем. Эти станции не давали покоя гитлеровцам, ведь сюда из глубокого тыла прибывали эшелоны с войсками, вооружением, боеприпасами и продовольствием для нескольких фронтов. Во время одного из таких налетов на станцию Медведево в марте 1943 года и погиб Иван Маньковский.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Одна из улиц в городе Бологое Тверской области названа его именем.
В Оршанской дистанции сигнализации и связи хорошо знают и гордятся первым руководителем предприятия. Большая заслуга в увековечивании памяти Маньковского принадлежит заместителю начальника дистанции Сергею Попову. Сегодня он разыскивает его потомков, которых надеется пригласить в Оршу, где Иван Маньковский проработал много лет.

Яндекс.Метрика