Работать на совесть, действовать наверняка

Стрелковая команда на станции Орша Минского отряда Военизированной охраны не первый год становится лучшей на магистрали в профилактике хищений с объектов железнодорожного транспорта.

Территория ПМС-78 всегда на контроле у начальника караула оперативного отделения Дмитрий Груля

Корреспонденты отраслевого издания побывали в ее расположении и попросили работников поделиться профессиональными секретами.
Борьба с хищениями – одна из главных задач оперативного отделения стрелковой команды. Оно как раз на разводе, во время которого проходит инструктаж перед дежурством.
В зоне его обслуживания – более 300 км магистрали. В первую очередь – Оршанский железнодорожный узел и его станции Орша-Центральная, Орша-Восточная, Орша-Западная и Орша-Северная, а также направления из Орши до Осиновки, Приямино, Лепеля, Червено.
Одно из мест, которое притягивает похитителей в узле, – территория ПМС-78. Здесь хранится и применяется при ремонте множество новых и бывших в употреблении деталей верхнего строения пути, пригодных для вторичного использования. Предприятие расположено недалеко от центра города, но соседствует с большим гаражным массивом, поэтому даже днем здесь немноголюдно. Несмотря на бетонный забор и колючую проволоку – «егозу», территория предприятия словно магнитом притягивает желающих «поживиться» металлоломом. В нынешнем году один из таких «охотников» был задержан Военизированной охраной с поличным. Ту февральскую ночь вспоминает стрелок стрелковой команды Дмитрий Ясюченя.

Начальник стрелковой команды Сергей Мухин и его заместитель Сергей Павлюченков проводят инструктаж перед дежурством для стрелков оперативного подразделения

– В восемь вечера я заступил на дежурство. Мы «отрабатывали» территорию ПМС-78 в рамках профилактики хищений. Ближе к полуночи в прибор ночного видения заметил постороннего на железнодорожной платформе. С напарником Александром Короткиным мы обнаружили, что у въездных ворот на территорию ПМС злоумышленник уже сложил внушительных размеров стопки подкладок. Нашли и место, где он обрезал «егозу» и пробрался на территорию предприятия. Подоспели как раз в тот момент, когда он перелезал через забор, чтобы забрать похищенное.
Задержанный не сопротивлялся. Им оказался 24-летний неработающий местный житель. Вынести с территории предприятия он пытался 103 металлические подкладки Д-50. Пояснил, что собирался сдать их на металлолом. Заведено уголовное дело.
Всего с начала текущего года предотвращено пять фактов хищений. В большинстве случаев сумма похищенного была незначительной. Тем не менее злоумышленники будут привлечены к административной ответственности. В минувшем году выявлено 15 фактов хищений с объектов железнодорожной инфраструктуры, по одному из них заведено уголовное дело.
– На протяжении февраля-марта 2016-го кто-то регулярно разукомплектовывал ящики сигнализации и связи на перегоне от о. п. Городнянский до станции Хлюстино, – рассказывает начальник стрелковой команды на станции Орша Сергей Мухин. – Похищали дроссель-трансформаторы. Благодаря взаимодействию с сотрудниками милиции нам удалось установить и задержать этого человека. Им оказался работник одного из железнодорожных предприятий.
Объектами хищения злоумышленников чаще всего становятся элементы верхнего строения пути – подкладки, костыли, болты для крепления рельсов, которые пригодны для сдачи в пункты по приему вторсырья. Похитители, как правило, безработные. Немало беспокойств доставляют

Вожатый служебных собак Леонид Гедройц и одна из его подопечных — Гера

Военизированной охране и злоупотребляющие алкоголем. Воруют и уголь, особенно во время отопительного сезона, а также горюче-смазочные материалы. Последним, кстати, грешат и сами железнодорожники. Недавно задержали двух слесарей одного из предприятий, похитивших 80 литров дизельного топлива. Хотя в последние годы, как признается Сергей Мухин, случаев воровства стало меньше.
Секрет успешной работы, отмечает собеседник, в подборе кадров. В команде 72 работника, из них 47 стрелков. Есть бывшие сотрудники органов внутренних дел, опыт которых только улучшает качество профилактической работы. К примеру, начальник караула оперативного отделения Дмитрий Груль 22 года служил в транспортной милиции. После увольнения в запас перешел в Военизированную охрану. В его подразделении шесть стрелков.
– Профилактика хищений и сохранность перевозимых грузов – наши основные задачи, – говорит Дмитрий Реональевич. – Кроме того, среди других обязанностей – предотвращение непроизводственного травматизма. Нередко на станциях Оршанского узла нетрезвые граждане подвергают опасности свое здоровье. Стараемся проводить их в более безопасные места, если не получается, вызываем милицию.
10 лет военной службы и за плечами стрелка Дмитрия Ясючени. Уже три года он трудится в стрелковой команде. Признается, что эта работа более разнообразная и интересная.
Есть у стрелков и четвероногие помощники. Караульные собаки охраняют объекты железнодорожной инфраструктуры – железнодорожный мост через Днепр, базу запаса локомотивов на станции Славное и другие. А вот обходно-дозорные живут в питомнике и вместе со своими проводниками несут службу в разных местах.

Стрелок стрелковой команды Дмитрий Ясюченя

Дружным лаем в питомнике нас встречают немецкие овчарки Гера, Мухтар, Ральф и Марта. Незнакомцам четвероногие явно не рады.
– Не бойтесь, Гера не укусит, – успокаивает вожатый служебных собак Леонид Гедройц, выпуская овчарку из вольера. – У каждой из них свой характер, как и у людей. Наш Мухтар, к примеру, холерик, пес хитрый и игривый. А вот Гера – флегматик, спокойная и рассудительная. Но характер не мешает животным отлично справляться со своими обязанностями. Каждая собака проходит дрессировку.
За пять лет работы в питомнике Леонид Станиславович изучил характеры всех подопечных. До этого много лет он преподавал физику в школе.
Выйдя на заслуженный отдых, пришел в стрелковую команду. Ухаживать за животными, дрессировать их – мужчине такая работа в удовольствие.
– У нас большая территория обслуживания. Оршанский железнодорожный узел выделяется большим грузооборотом, поэтому работы немало и у стрелковой команды. Но благодаря профессиональным кадрам мы справляемся. Весь коллектив работает на общий результат. Отсюда и успех, – уверен Сергей Мухин.

Елена КРАВЕЦ