Декабрь
Ср
11
2024

По-прежнему первый – сохраняя традиции

Завтра – в День единения народов Беларуси и России – свой 55-летний юбилей отметит фирменный поезд «Беларусь».

За свою историю «двоечка» по праву стала не только визитной карточкой отечественной магистрали, но и символом нерушимой связи двух братских народов. К слову, решение о создании первого белорусского фирменного поезда принималось на уровне ЦК КПСС. При этом такого знака внимания БССР удостоилась первой среди союзных республик. С тех пор количество пассажиров этого уникального экспресса давно превысило 10-миллионный рубеж, а уровень его комфорта стал едва ли не легендой. К примеру, во времена Советского Союза в его состав входили «царские» вагоны немецкого производства. Велюровая обивка и ортопедические матрацы, бархатные шторы и современная система электрокоммуникаций – это, пожалуй, самые комфортабельные квадратные метры, которые когда-либо могла предложить железная дорога пассажирам. Впрочем, ощущение домашней атмосферы в «двоечке» чувствуется и сегодня. Возможно, во многом благодаря этому частые пассажиры поезда – видные политики и чиновники, звезды эстрады и кино.
– В моем вагоне ездили космонавты Петр Климук и Владимир Коваленок, политики Петр Машеров и Кирилл Мазуров, артисты Людмила Гурченко, Нонна Мордюкова, Юрий Никулин. В общем, жаль, что полвека назад не существовало современных гаджетов – можно было бы создать большую «звездную» фотогалерею, – шутит ветеран дороги Роза Ставер.
Впрочем, сегодня ее и саму можно причислить к разряду знаменитостей. В далекие шестидесятые Роза Антоновна была проводником поездной бригады Владимира Семижена, которая наряду с бригадой Виктора Ходаша обслуживала первые рейсы этого поезда.
– В Москву мы отправлялись 3 апреля под вторым номером. К рейсу готовились основательно. На ковровых дорожках – ни пылинки, на столиках – цветы. Состав сверкал свежей краской синего цвета – тогда поезда были темнее, чем сейчас, – делится воспоминаниями Роза Ставер. – Команда проводников – тридцать человек. Плюс начальник поезда и поездной электромеханик. Торжеств по поводу отправления не было, но настроение праздничное чувствовалось.

Все для удобства

Пассажирские поезда из Минска в Москву и обратно ходили и до 1962 года. Но их нумерация и расписание движения не отличались постоянством. С появлением «двоечки» все изменилось. Она и сегодня ежедневно курсирует между городами, успевая в течение суток доставить пассажиров в обе столицы. На путь в Белокаменную белорусский экспресс тратит 575 минут, чуть больше обратно – 603 минуты.
Можно было бы и быстрее, но все делается для комфорта пассажиров. Останавливается состав лишь трижды: в Орше, Смоленске и Вязьме. Раньше остановки были в Борисове и Можайске. Еще одно из преимуществ фирменного поезда – удачно выбранное расписание. Уже на протяжении десятилетий экспресс уходит из Минска в полдесятого вечера и прибывает в Москву в восемь часов утра. А по точности его движения, как и 55 лет назад, можно сверять часы. Опять-таки, среди традиций, начатых с первого рейса и сохранившихся поныне, пассажирам по-прежнему предлагают шашки и шахматы и, конечно, чай. К слову, в среднем за рейс пассажиры «двоечки» выпивают 52 литра этого горячего напитка. А ведь первоначально в поезде не было вагона-ресторана – только буфет. Находился он как раз в вагоне, который обслуживала Роза Ставер, и занимал три купе.
– До 11 часов вечера пассажирам были доступны горячительные напитки и бутерброды, – говорит Роза Антоновна. – Сейчас наборы питания при проезде в международном сообщении включены в стоимость билетов. А фирменные блюда по просьбе пассажира официант может доставить в купе.
Интересно, что при безграничных возможностях повара «Беларуси» тоже придерживаются традиций – национальное меню остается в приоритете. Конечно, вагон-ресторан сегодня куда более комфортный, чем десятилетия назад: бар, столики, телевизор, DVD.

Первый во всем

этот уникальный поезд по праву можно назвать экспериментальной площадкой Белорусской железной дороги. В 1962-м он первым стал ходить по регулярному временному графику. В 1994-м первым официально получил статус фирменного. А в 2009-м на его базе появились первые вагоны расширенного типа.
– Они состоят из 10 купе, у которых увеличена длина базы, что позволяет провести дополнительно двух пассажиров, – поясняет Владимир Базылев, начальник поезда «Беларусь».
Кстати, в отличие от обычных поездов, вагоны которых меняют раз в 28 лет, подвижной состав экспресса обновляют каждое десятилетие. В современную «Беларусь» входят комфортные вагоны класса СВ с двухместным размещением пассажиров и купейные – с четырехместным. Они оснащены усовершенствованной системой кондиционирования и биотуалетами. Мощные преобразователи позволяют подключать к электросети бытовые приборы, мобильные телефоны и ноутбуки. Раньше система электроснабжения была рассчитана на ограниченный объем потребления.
О безопасности путешественников еще на стадии разработки позаботились инженеры конструкторского бюро.
– Двери купе открываются при помощи магнитных ключей, что очень удобно для пассажиров. Над дверью в тамбур установлено электронное табло, которое показывает погоду, дату, свободен ли санузел. Появилась кнопка вызова проводника, – рассказывает проводник фирменного поезда Екатерина Божко.
Современный титан – словно большой электрический чайник. Кипяток в нем есть всегда. Его предшественника, получившего у проводников столичного вагонного участка шутливое название «овечка», растапливали углем. Причем мешки с топливом на станциях загружали в вагоны в основном женщины.
– Дыма в вагоне старались не допускать, но запах все равно распространялся по купе, – вспоминает Роза Ставер. – Правда, никто из пассажиров по этому поводу не жаловался.
по словам железнодорожницы, в четыре поездные бригады для обслуживания «двойки» отбирали лучших из лучших. Обязательным условием было наличие опыта и комсомольского билета. Работать на «Беларуси» престижно и сегодня – свое мастерство проводники подтверждают аттестацией. А два года назад категорию «фирменной» подтвердила и сама «двоечка» – соответствующий документ выдан Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

Анна МЕРКУШЕВИЧ

Яндекс.Метрика