Мир увлечений
«Золотой ключик» Нины Шаповаловой
Железнодорожница Нина Шаповалова точно знает, как подобрать ключ к успеху в любимом деле. Первая же ее работа, выполненная в стиле стимпанк, покорила друзей и коллег оригинальностью исполнения.
К слову, она так и называется – «Золотой ключик». Кажется, что еще мгновение – и черепаха Тортила продолжит свой неспешный путь, так и не раскрыв тайну охраняемых ею сокровищ. Зато инженер-метролог Жлобинской дистанции сигнализации и связи Нина Шаповалова с удовольствием делится секретами создания необычной работы:
– Как символ движения, а также мудрости и поступательного развития я выбрала черепаху. Использовала подручные материалы – пуговицы, пряжку от ремня и даже… яичную скорлупу. Не возникло проблем и со старыми ключами – думаю, они найдутся в каждом доме.
Образ волшебной черепахи сложился сразу. На его воплощение также ушло немного времени – всего два дня. Важно было правильно выбрать и цветовую гамму – лучше всего подошла золотая краска, смешанная с черной. Девушка признается, что готовая картина очень понравилась близким. Высоко оценили ее и коллеги. «Пришлось даже провести мастер-класс», – улыбается мастерица. Но еще больше удивилась Нина Шаповалова, когда председатель профкома предложила отправить эту работу, а также другие, выполненные в ином стиле, на выставку декоративно-прикладного искусства в гомельский Дворец культуры железнодорожников. На протяжении нескольких недель их могли увидеть все желающие.
Девушка уверена, что творческий потенциал заложен в каждом. Главное – не лениться и попробовать что-то сделать самостоятельно. И никогда не бросать начатое на полпути. считает, такое увлечение помогает более качественно справляться с обязанностями инженера-метролога. На предприятии она занимается организацией поверки, учета приборов, которые используются для электрических и других измерений. На Белорусскую железную дорогу пришла после окончания БелГУТа. Долгие годы на магистрали работал ее дедушка Федор Шишов. жизнь с дорогой связал и супруг Нины Шаповаловой Николай – он трудится в Жлобинском вагонном депо.
Стимпанк – направление в искусстве, которое позволяет с легкостью перенестись в другую эпоху – в том числе благодаря по-новому воссозданным предметам интерьера, всевозможным аксессуарам. По стилю и духу это «антикварный футуризм» – объединение эстетики XIX века и современных технологий. Среди отличительных черт стимпанка – наличие циферблатов, шестеренок, маховиков.
– Приятно, что муж поддерживает мое увлечение творчеством, – говорит Нина. – Вместе думаем о том, чтобы создать работу на железнодорожную тематику и посвятить ее 155-летию Белорусской магистрали.
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ
Паровоз… из спичек
Четыре десятка коробков спичек, клей и канцелярский нож – все, что потребовалось регулировщику скорости движения вагонов станции Жлобин Сергею Александронцу для создания модели паровоза серии Н.
Такой оригинальный подарок он сделал коллегам и всем работникам дороги в год 155-летия Белорусской магистрали.
– Этот паровоз не так знаменит, как, например, локомотивы серий Л или О. Но он внес не меньший вклад в становление и развитие железных дорог, – пояснил свой выбор Сергей. – Это первый российский курьерский паровоз, который начали выпускать в 1892 году. Он предназначался для поездов со скоростями свыше 80 км/ч и был самым распространенным типом пассажирского локомотива дореволюционной России.
Неудивительно, что этот необычный экспонат вызвал большой интерес гостей отборочного тура фестиваля декоративно-прикладного искусства «Ярмарка фантазий», который прошел в гомельском Дворце культуры железнодорожников. На создание макета у Сергея Александронца ушло три месяца и почти 1200 спичек. Причем далеко не каждая, как поясняет автор, подходит для работы. Иногда из 40 (столько вмещает один коробок) пригодными для работы остаются только 15 – 18 штук. Каждая спичка зачищается от серы.
– Перед тем как приступить к созданию модели паровоза, долго собирал информацию о нем в специальной и исторической литературе, – рассказал Сергей. – В Интернете нашел старые фотографии и чертежи, на которые ориентировался при создании работы. Точных параметров не придерживался, но старался соблюдать пропорции. Сначала сделал детали, потом собрал их. Спички укладывал одна на другую, как кирпичики, каждую промазывал клеем ПВА при помощи кисти. Готовую работу покрыл машинным маслом и покрасил. В таком деле спешить нельзя – детали должны быть на своих местах и смотреться, как одно целое.
Необычным хобби Сергей увлекся десять лет назад. Начал с простых схем и небольших избушек. После того как освоил навыки «спичечного» мастерства, решил сделать что-то посложнее. Домашняя коллекция пополнялась новыми работами. Особое место в ней занимает железнодорожная тематика. В прошлом году Сергей Александронец завершил работу над моделью тепловоза серии ЧМЭ3.
В сфере его интересов и военная техника. Говорит, что с удовольствием взялся за создание модели танка Т-54Б (в Советском Союзе он выпускался с 1956-го по 1959 годы). Сергей решил немного поэкспериментировать и сделать его функциональным: гусеничная лента движется, башня вращается… Модель состоит из миллиметровых штифтов, деревянных линеек и скреплена клеем. Других материалов железнодорожник не использовал. Остались последние штрихи – и автор обещает удивить новой работой.
Лидия СЕРГЕЕВА
С гитарой по жизни
Дежурный по станции Михановичи Кристина Зайцева не представляет жизнь без музыки. А без гитары – тем более. В ее активе – участие во многих концертах и конкурсах.
Кристина из семьи железнодорожников, она из четвертого поколения династии. Прадед трудился в Смоленске осмотрщиком вагонов, дед был бригадиром топливного склада локомотивного депо Орша, куда позже пришли и родители. Выбрать иную стезю девушка и не думала: интерес к магистрали проявляла с детства. Мечтала надеть железнодорожную форму и продолжить семейное дело. После окончания школы поступила в отраслевой колледж в родной Орше. Трудовой путь начала на малой родине билетным кассиром, а летом прошлого года ее перевели дежурным по станции Михановичи. С тех пор круг обязанностей железнодорожницы существенно расширился.
– Работа придает мне энергию, держит в тонусе, – говорит девушка. – Отвлекаться некогда. Нужно держать в уме большой объем информации.
Кристина – доброжелательный и открытый человек. При этом обладает твердым характером и рассудительностью. Многогранная натура, она всегда испытывала потребность в саморазвитии и в духовном росте.
– Музыку я любила с детства. А в классе 6 – 7-м решила научиться игре на гитаре. Записалась в музыкальную школу и шесть лет изучала сольфеджио, музыкальную литературу. Чтобы научиться играть на этом капризном инструменте, мне пришлось заработать не одну мозоль. Пальцы порой кровоточили. А преподаватель постоянно повторяла: «Когда семь шкур сойдет, научишься играть», – смеется девушка. – Так и вышло. Пока я не «загитарила» на хорошем уровне, сполна испытала терпение соседей.
За время учебы в музыкальной школе с концертами Кристина объехала все учебные заведения, дома и дворцы культуры Орши, выступала на городских праздниках. Выручила ее гитара и на железнодорожном шоу-конкурсе «Мисс и Лидер Минского отделения Белорусской железной дороги». На творческом этапе Кристина, конечно же, играла и пела. И конкурсантку заметили: во многом благодаря музыкальному выступлению она завоевала титул второй вице-мисс.
– Если в музыкальной школе я больше играла классические произведения, то сегодня в компании друзей и близких чаще исполняю песни групп «ДДТ», «Город 312», «Кино». Гитара помогает снять напряжение после работы. И это здорово, – признается собеседница.
Еще одно увлечение девушки – фотопозирование. Если бы не железная дорога, Кристина, возможно, выбрала бы модельный бизнес. Портфолио молодой красавицы – тому доказательство. Хотя одно другому не мешает. Возможно, Кристина Зайцева покорит еще не один подиум и станет лицом престижного дома моды. Главное – верить в себя и целенаправленно идти к мечте.
Анна МЕРКУШЕВИЧ