Сильны единством
Мир меняется, но профсоюзы по-прежнему продолжают отстаивать социально-экономические права и интересы трудящихся.
Эта мысль стала лейтмотивом 51-го заседания Совета Международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей (МКПЖ), прошедшего в Минске. В нем приняли участие делегации из Беларуси, России, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Украины и Эстонии.
Открыл мероприятие глава МКПЖ Николай Никифоров. Он поблагодарил белорусских коллег за гостеприимство, отметил их весомый вклад в развитие отраслевого профсоюзного движения.
Акцент – на мотивацию
Символично, что 51-е заседание Совета МКПЖ проходит в нашей стране в год 155-летия ее стальной магистрали и накануне еще одной важной даты – четверти века со дня подписания Декларации об образовании Международной Конфедерации. Об этом напомнила заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси Елена Манкевич. Она рассказала о тех задачах, которые сегодня решает ФПБ, познакомила с наиболее интересными инициативами. Среди них – введение дополнительных страховочных механизмов (по безработице и на случай банкротства предприятия), а также внесение изменений в статью Трудового кодекса, определяющую, на каких условиях коллективные договоры распространяются не на членов профсоюза. «Мы предложили дать профсоюзным организациям право выбора в этом вопросе», – пояснила Елена Николаевна.
Особый акцент она сделала на важность мотивации профсоюзного членства. В этом направлении ФПБ сейчас занимается разработкой системы лояльности. С помощью социальных партнеров создается дисконтная программа, которая позволит членам профсоюза получать дополнительную финансовую выгоду – бонусы и скидки при предъявлении такой карты. Также Елена Манкевич рассказала участникам заседания о подготовке к Национальному совету по трудовым и социальным вопросам, где будут рассмотрены итоги выполнения Генерального соглашения между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов в прошлом году, а также проблемные вопросы практики применения пенсионного законодательства.
Большое внимание ФПБ уделяет международному сотрудничеству. Обращаясь к участникам заседания, Елена Николаевна подчеркнула: «Мы все разные, у каждого свой опыт работы. Но все мы сильны единством».
Повышая социальную защищенность
Гостей поприветствовал и начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов. «Вдвойне приятно, что в год 155-летия нашей магистрали именно Минск выбран местом проведения такого масштабного и авторитетного международного форума, – отметил он. – Уверен, что принятые здесь решения создадут условия для дальнейшего развития железнодорожного транспорта наших стран и повышения социальной защиты работников».
Он кратко проинформировал гостей о деятельности Белорусской железной дороги на современном этапе, перечислил основные задачи, стоящие перед транспортной отраслью страны. Отметил, что за счет прибыли содержится социальная сфера дороги, а также выполняются обязательства по единым коллективным договорам организаций, в которых предусмотрены социальные гарантии и льготы в сферах нормирования труда, заработной платы и рабочего времени, обеспечения безопасных условий труда, социальной поддержки работников и пенсионеров на заслуженном отдыхе. Владимир Михайлович особо подчеркнул важность таких тем, как оздоровление железнодорожников и их детей, развитие творческого потенциала, реализация молодежной политики, сохранение богатого исторического и культурного наследия предыдущих поколений.
Всего на реализацию целей, предусмотренных коллективными договорами организаций Белорусской железной дороги, в 2016 году направлено 107 млн. рублей.
Руководство магистрали будет прилагать максимум усилий, чтобы укрепить престиж железнодорожных профессий, в том числе за счет повышения уровня социальной защищенности, заверил гостей Владимир Морозов.
О проходившей в нашей стране оптимизации структуры профсоюзов и образовании Белпрофтранса коллегам из других стран рассказал председатель Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей Валерий Стромук. При этом он подчеркнул, что реструктуризация не отразилась на качестве взаимодействия с нанимателем и эффективности социального партнерства. Одним из ключевых инструментов управления мотивацией работников, формирования в коллективах позитивного климата являются условия и нормы, закрепленные в коллективных договорах организаций Белорусской железной дороги. Валерий Владимирович перечислил некоторые из них. Это материальная помощь к отпуску, при рождении ребенка, предоставление проездных документов по личным нуждам, выплаты к праздничным и юбилейным датам, единовременное пособие при увольнении на пенсию, оплата стоимости путевок, компенсация затрат на найм жилья молодым специалистам и многое другое. «За этими скупыми строчками стоит большая работа», – подытожил председатель Дорпрофсожа. По его словам, сегодня в состав Отраслевой организации входит 255 первичек, это более 136 тыс. человек.
Выше на 20 процентов
Общая численность членов отраслевых профсоюзов, входящих в МКПЖ, превышает 2 млн. 230 тыс. человек. За прошлый год эта цифра уменьшилась почти на 79 тыс., сократилось и число первичек. При этом охват профсоюзным членством пока сохраняется на уровне 84%. Такую статистику привел генеральный секретарь МКПЖ Геннадий Косолапов. Он отметил рост численности железнодорожных профсоюзов Азербайджана, Грузии, Таджикистана и Узбекистана, увеличение доли студентов в профсоюзах Беларуси и Казахстана.
Обстановку в большинстве отраслевых профсоюзов региона он охарактеризовал как достаточно стабильную. Исключение составляет Армения, где ситуация сегодня остается сложной. В Азербайджане и Казахстане профсоюзы активно участвуют в процессе реструктуризации и сокращения административно-управленческого аппарата. В Беларуси создан Белпрофтранс, который заключил тарифное соглашение с профильным министерством. Большая работа проведена профсоюзом железнодорожников Молдовы.
Анализируя коллективные договоры, которые действуют сегодня в отрасли, Геннадий Николаевич обратил внимание на новую тенденцию. В большинстве стран региона положения данных документов по-прежнему распространяются на всех работников, но в Казахстане, Кыргызстане и Молдове – только на членов профсоюза. Во всех договорах сохраняется выплата единовременного поощрения при выходе на пенсию. В Беларуси, Литве, Молдове, Украине, Кыргызстане – еще и ежемесячное вознаграждение за стаж работы.
Также Геннадий Косолапов вкратце обрисовал экономическую ситуацию на железных дорогах и в странах региона. В частности, отметил, что везде, за исключением Узбекистана, уменьшилась численность занятых в отрасли. В ряде государств введен режим неполного рабочего времени. Что касается уровня заработной платы, то у железнодорожников она примерно на 20% выше средней по стране. Меньше – только в Грузии, Молдове и Азербайджане.
Приведенный Геннадием Николаевичем анализ социально-экономического развития и работы отрасли в разрезе стран за последние 12 лет позволил каждому профсоюзу сделать определенные выводы и скорректировать свою работу.
Подводя итоги, генеральный секретарь МКПЖ отметил, что решения предыдущих заседаний Совета МКПЖ и план мероприятий, намеченных на прошлый год, выполнены. Он также обозначил основные направления деятельности в 2017-м.
В ходе пленарных заседаний участники делегаций смогли более подробно рассказать о работе своих профсоюзных организаций, поделиться опытом, обсудить проблемные вопросы.
Инга МИНДАЛЁВА