История… в архитектуре
Немало знаковых объектов в столице связано с железной дорогой. Особенно в Октябрьском районе, который многие в шутку называют Железнодорожным. Улицы Чкалова, Воронянского, Брилевская…
У каждого строения – неповторимая история. Настоящая архитектурная жемчужина района и всего города – Дворец культуры и спорта железнодорожников, который в следующем году отметит 40-летие. Об этом и многом другом – в сегодняшней публикации.
В 60-е годы прошлого века в Минске интенсивно застраивалась улица Чкалова: с одной стороны – железнодорожниками, с другой – авиаторами. На перекрестке улиц Брилевской и Чкалова возникла площадь, углубляющаяся в сторону частной застройки.
В разработанном проекте этой территории с уже построенной гостиницей «Спутник» определяющее положение заняли здание Дворца культуры и спорта железнодорожников и девятиэтажный дом рядом с ним. На протяжении многих лет культурные мероприятия для минских железнодорожников проходили в клубе имени Ильича, построенном в 1923 году и восстановленном в 1947-м. Однако расположение объекта было неудобным (клуб находился между парками станции Минск-Товарный), да и требования к организации досуга работников отрасли к тому моменту значительно выросли.
После долгих дискуссий проектирование Дворца все же было включено в план минского филиала «Белгоспроекта». Главным инженером проектной группы стал Б. П. Шлозберг, а подрядчиком – строительное управление № 343 треста «Белтрансстрой».
Стройка объекта началась в 1969 году. При этом она не была обеспечена проектной документацией, и в 1972-м при плане 322 тыс. рублей освоили всего 52,3 тысячи. Предполагалось, что объект сдадут в 1975-м, в год 105-летия со дня рождения В. И. Ленина, и проведут в нем торжественное собрание, посвященное Дню железнодорожника. Но уже в 1973 году стало очевидно, что эта задача не будет решена.
Трест «Белтрансстрой» сменил подрядчика. Им стало строительное управление № 315 (начальник Эдуард Ковалев), которое в 1976 году объединили с СУ-343.
И все же долгострой был завершен. В 1978-м Дворец распахнул свои двери. Первым его директором стал Эдуард Якимович – сын известных оршанских подпольщиков. В здании разместились театральный зал на 837 мест, кинозал на 303 места, спортзал, библиотека, два кафе, комната для кружковой работы и балетной студии, спортзал, бассейн, зимний сад.
В 1996 году силами СУ-315 был выполнен капитальный ремонт театрального зала. Дважды реконструировался бассейн, в подвальном помещении оборудовали тренажерный зал. С тех пор все важнейшие массовые мероприятия дороги, Минского отделения, столичных предприятий и общественных организаций проводятся во Дворце культуры и спорта железнодорожников, который в 2018-м отметит 40-летие.
Одновременно с его строительством начали возводить 226-квартирный девятиэтажный жилой дом с предварительными железнодорожными билетными кассами и магазином цветов на первом этаже. Работы также вело СУ-315 треста «Белтрансстрой» – с точки зрения экономики это было оправдано, так как оно занималось двумя объектами, расположенными рядом.
Первую очередь завершили в 1978 году, но многочисленные недоделки не позволили председателю рабочей комиссии, главному инженеру отделения Павлу Митасову подписать акт приемки. Это произошло лишь в 1979-м, тогда же было выполнено благоустройство площади с сооружением фонтана. Все это время она является украшением города и одним из любимых мест отдыха минчан.
Затем от площади по улице Чкалова было принято решение проложить новую улицу под названием Воронянского. В конце новой улицы до ее пересечения с улицей Жуковского уже были введены двухэтажные дома для железнодорожников, а от них до площади росли вековые тополя и стояли одноэтажные бараки.
Встал вопрос о застройке этого уголка города. Проектировщики «Минскгражданпроекта» разработали эскизный проект, включавший три высотных дома. Здания строил СМП-367.
Первый 124-квартирный дом с домо-управлением на первом этаже был сдан в 1986 году. В 1990-м возвели 139-квартирный дом с расположенными на первом этаже международными билетными кассами. Ансамбль завершила третья высотка, на первом этаже которой разместился отдел ЗАГС Октябрьского района.
В 1984 году началось строительство новой поликлиники на перекрестке улиц Воронянского и Жуковского. Перед отделением дороги стояла непростая задача по подготовке этого участка в застройке – сквер с густо посаженными тополями нужно было вырубить.
В январе 1988 года поликлиника, построенная СМП-738 треста «Белтрансстрой», была открыта, а спустя полгода – пристроенные к ней детская и стоматологическая поликлиники.
К концу века возведение микрорайона вышло за границы улицы Жуковского. В 1995 году СМП-367 начал строительство девятиэтажного 226-квартирного дома. По мере продвижения работ проектировщики сократили служебные площади, благодаря чему жилая увеличилась на целый этаж. В этом здании разместился учебно-консультационный пункт БелГУТа и продовольственный магазин.
Сегодня железнодорожники называют весь ансамбль по улице Воронянского «Белым городом».
Леонид ЛЕГЧЕКОВ