К лету готовы

Ресурсы, направляемые на содержание путевой инфраструктуры, должны расходоваться с максимальной эффективностью.

В рамках мероприятия участники технико-экономического совета ознакомились с работой Рельсосварочного поезда № 10 станции Орша

Об этом говорил начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов на выездном заседании технико-экономического совета в Орше. Его участники оценили готовность дорожного хозяйства к летним путевым работам.
– Уверен, что желание трудиться у путейцев есть. И это самое главное. Но необходимо создать для них условия, которые позволят реализовать все намеченные планы, – заявил руководитель магистрали.
Он призвал участников заседания дать объективную оценку состояния путевого хозяйства, обозначить проблемы и способы их решения.
– Сегодня мало просто отчитаться о готовности, важно заглядывать и в завтрашний день, – обратил внимание Владимир Морозов. – Хозяйство очень трудоемкое, поэтому надо видеть те направления, по которым ему необходимо развиваться как в организационном, так и в техническом плане.

От планов – к реализации

Принятый курс на повышение скоростей и увеличение веса поездов перед предприятиями дороги ставит задачи не только сохранить стабильность и улучшить качество текущего содержания пути, инженерных сооружений, но и эффективно использовать материально-технические ресурсы. Об этом рассказал начальник профильной службы Управления дороги Олег Меньшиков.
В 2016 году состояние рельсовой колеи по магистрали при плане 62 оценивалось в 32 балла (в 2015-м – 37 баллов). Допущено вдвое меньше событий, связанных с нарушением правил безопасности движения, – 4 против 8.
При этом сегодня на дороге эксплуатируется 1162,6 км пути со сверхнормативными сроками выполнения ремонтов. Ежегодно около 200 км охватывается восстановительным и 250 км средним ремонтом с заменой рельсошпальной решетки. Этого явно недостаточно. Чтобы в ближайшие годы приблизиться к ликвидации просрочки, каждый год необходимо производить до 250 км восстановительного ремонта с укладкой рельсовых плетей и 300 км среднего – с заменой рельсошпальной решетки.
Олег Викторович обратил внимание, что нормы периодичности выполнения ремонтов, установленные более 10 лет назад, уже не соответствуют современным условиям. Назрела необходимость перехода к назначению ремонтов по фактическому состоянию.
Количество выявленных остродефектных и дефектных рельсов остается значительным. Большое внимание на дороге уделяется вопросу восстановления элементов верхнего строения пути наплавочными комплексами.
В 2017 году развитие путевого хозяйства будет направлено на обеспечение безопасности движения, улучшение балльной оценки. Также, по словам руководителя службы, необходимо продолжить работы по снижению количества пропустивших сверхнормативный тоннаж километров, отмене длительных предупреждений из-за износа элементов верхнего строения пути, созданию технической базы для повышения скорости движения поездов (в первую очередь на участках Минск – Гудогай, Минск – Гомель), продлению срока службы материалов верхнего строения пути и замене изношенных элементов.
В 2017 году планируется разработка новой Инструкции, касающейся системы ведения путевого хозяйства Белорусской железной дороги с учетом накопленного опыта, анализа существующих методов и тенденций развития, а также опыта российских коллег. Кроме того, определят направления реорганизации дистанций защитных лесонасаждений и путевых машинных станций для совершенствования структуры управления хозяйством.
– Подготовка к летним путевым работам завершена. Важно сделать все необходимое, чтобы практическая реализация намеченных планов стала успешной и способствовала повышению эффективности перевозок, – заключил Олег Меньшиков.

Четкость и слаженность действий

С января по март 2017 года на магистрали были предоставлены 962 технологических «окна» против 256 за тот же период 2016-го, рост – почти в четыре раза. Об этом рассказал начальник службы перевозок Петр Дулуб.
Он отметил, что, несмотря на снижение количества отмен, отказов и срывов «окон», данные негативные моменты все еще имеют место. Хотя в прошлом году их количество по сравнению с 2015-м сократилось вдвое. В этом году в рамках летних путевых работ предусмотрено 774 «окна» для выполнения восстановительного и 453 – для среднего ремонтов пути, 47 – для ремонта искусственных сооружений. В Брестском отделении (Коссово – Ивацевичи) запланированы «окна» по восстановительному ремонту пути методом закрытого перегона. Среди преимуществ данного способа Петр Михайлович назвал изменение графика движения поездов на короткий период и выполнение всего комплекса работ в одно «окно». По его словам, необходимо продолжать двигаться в этом направлении. Также важно еще на этапе годового планирования путевых работ предусматривать мероприятия по сохранению пропускной способности станций и перегонов.
В заключение начальник службы подчеркнул, что ремонт и содержание инфраструктуры оказывают большое влияние на перевозочный процесс, поэтому только четкость и слаженность действий по организации и предоставлению «окон» позволят минимизировать потери при перевозках пассажиров и грузов, а также улучшить качество оказываемых Белорусской железной дорогой услуг.
Участники заседания заслушали информацию о проведении на магистрали капитальных ремонтов искусственных сооружений, предоставленную начальником профильного отдела службы пути Дмитрием Черкасовым.
О планировании видов ремонтов путей с учетом их фактического состояния по результатам диагностики рассказал заместитель начальника Конструкторско-технического центра магистрали – начальник Дорожного центра диагностики путевого хозяйства Валерий Рогачев.
Он также отдельно остановился на достоинствах современного программного комплекса «Эксперт», запущенного в опытную эксплуатацию. Владимир Морозов отметил особую важность данной темы и поручил рассмотреть вопросы диагностики путевого хозяйства в рамках отдельного совещания.
О готовности специального железнодорожного подвижного состава доложил директор Центра механизации путевых работ Иван Грудько. А начальнику профильного отдела службы пути Юрию Рожанцову руководитель магистрали поручил определить приоритетные потребности в средствах малой механизации на местах, выстроить централизованную систему закупок и снабжения.

Инга МИНДАЛЁВА