Пожарный, почтовый, пассажирский
Путешествуя по Соединенным Штатам Америки, мне, корреспонденту отраслевой газеты «Железнодорожник Белоруссии», посчастливилось побывать в музее железнодорожного транспорта города Дулут (штат Миннесота). Это один из самых больших музеев страны, посвященный стальным магистралям.
И хотя этот вид транспорта не столь популярен в Штатах, как, к примеру, у нас, к музею проявляют интерес и туристы, и местные жители. Ведь под его крышей собраны уникальные экспонаты – кстати, многим из них более чем полтора века.
Музей расположен в красивом доме, построенном в 1892 году по проектам французских архитекторов. Попав внутрь, была поражена: создалось такое впечатление, что я переместилась во времени и попала на станцию, типичную для Америки конца XIX – начала XX веков. Вокруг множество магазинов, лавок, банк, телеграф, парикмахерская и даже стоматология. В общем, полный комплекс услуг для самого взыскательного пассажира. В витринах магазинов – множество товаров, сувениров и старинных вещей. Рядом – билетная касса. Проезд до Миннеаполиса (столицы штата) стоил около 1,75 доллара. В то время станция Дулут ежедневно встречала и провожала более 50 составов. Последний поезд с ее перрона ушел в 1969 году, а через четыре года начались работы по созданию музея.
С тех пор он и существует, в том числе благодаря помощи талантливых, преданных и щедрых людей: его сотрудников и посетителей. С интересом рассматриваю подвижной состав. Среди 25 локомотивов обращает на себя особое внимание огромный поезд-снегоочиститель, построенный в 1900 году, высотой с многоэтажный дом. Такая машина была необходима для северного штата Америки, известного своими снежными зимами. Иногда осадков выпадало с высоту поезда. Еще один гигантский снегоочиститель был построен для железной дороги для расчистки путей в горах. Правда, чтобы запустить плуг, собственной силы не хватало, нужны были два, а то и три локомотива.
Первый же паровоз под названием «Крукс» в штате построили в 1861 году. Это один из немногих сохранившихся локомотивов периода гражданской войны. Железная машина оснащена необычным устройством – скотосбрасывателем. Если животное оказывалось на рельсах и не сходило с места после звонка колокола и свистков, скотосбрасыватель выталкивал его, предотвращая от попадания под колеса. Кроме того, «Крукс» имел купол с песком. Если рельсы были скользкими, машинист тянул рычаг, и песок сыпался вниз по трубе к передней части колеса, обеспечивая лучшее сцепление для локомотива. Эта уникальная машина прослужила практически до середины ХХ века.
Один из самых больших и мощных в мире локомотивов – паровоз № 227 – монстр, длина которого – 39 метров и вес – 566 тонн. Интересный факт: за час в топку парового котла забрасывали такое количество угля, которого хватило бы на отопление дома в течение двух зим.
Пожарный, почтовый, пассажирский… Все локомотивы и вагоны совершенно не похожи как внешне, так и внутренне на своих белорусских «со-братьев».
Дулут – промышленный город, где в начале ХХ века проживало большое количество богатых людей, которые любили путешествовать с комфортом. Подтверждение тому – роскошные деревянные вагоны-рестораны со столиками, сервированными изысканным тонким фарфором. Есть в музее и автомобиль, способный передвигаться как по дороге, так и по рельсам.
Чтобы посмотреть все экспонаты, понадобится как минимум три часа. Но даже за это время вряд ли успеешь подняться на «борт» каждого поезда.
А чтобы изучить интерактивный дисплей – виртуальный экскурсовод – нужно еще несколько часов. После посещения музея обязательно стоит прокатиться на старинном поезде вдоль знаменитых Великих озер, знакомых из школьных учебников по английскому языку. Так поступила и я, поставив замечательный финальный аккорд путешествия в прошлое железно-
дорожного транспорта.
Анна КОЛОДИНСКАЯ