Март
Пн
24
2025

Счастливый сложный путь

Ветерану Калинковичской дистанции пути Владимиру Прокопенко 91 год. По паспорту. В действительности – немного меньше: в начале 1945-го при восстановлении утерянных во время войны документов он добавил несколько лет – рвался на фронт.

Но парня отправили восстанавливать железную дорогу. Он попал молотобойцем в мастерские Калинковичской дистанции пути, где на разных должностях отработал более 40 лет.
Владимир Николае-вич родом из деревни Бобречье Петриковского района. Семья жила на хуторе. Отец работал в деревообрабатывающей мастерской, которая находилась в деревне Птичь, мама занималась хозяйством и воспитывала четверых детей: Дмитрия, Владимира, Ольгу и Антонину.
Перед войной Владимир подал документы в Гомельскую школу фабрично-заводского обучения. А брата Дмитрия призвали в армию. Свидеться с ним родным больше не довелось: парень погиб на фронте.
Не единожды на волосок от смерти оказывался и мой собеседник.
– Дважды меня угоняли в Германию, – вспоминает ветеран. – Первый раз удалось бежать. Ночью открыли люк в товарном вагоне и выпрыгивали прямо во время движения состава. Добежали до леса, а кругом фашисты. Где находимся, куда пойти – не знаем. Вышли к деревне в Октябрьском районе. Пошли по домам. Везде пусто, хотя протоплено и видно, что люди здесь были недавно. В одной из хат встретили дедушку. Он посоветовал: «Не задерживайтесь здесь, хлопцы. Места партизанские, немцы особенно лютуют».
Подростки ушли в лес. Через пару километров встретили жителей этой деревни. Решили остаться с ними. А утром налетел карательный отряд. Владимир добежал до болота и бросился в ледяную воду, а затем спрятался в кустах. Благо, оккупанты его не заметили. Выбравшись из топи, подросток принял решение добираться до дома. Был ноябрь 1943 года…
Поплутав по лесу и шатаясь от голода, через три дня вышел на берег Птичи. Родные уже и не надеялись увидеть парня живым. Надолго он слег с тяжелым воспалением легких, а когда выздоровел, вокруг только и было разговоров о том, что наши войска освободили Гомель, Речицу, Василевичи, Калинковичи, Мозырь.
– И тут мне уже не повезло по-крупному: вышел после болезни на улицу и наткнулся на полицаев. Наставили оружие и погнали на вокзал, откуда отправляли составы в Германию, – вспоминает Владимир Николаевич. – В этот раз убежать не удалось. Нас привезли в рабочий лагерь под Люблином. Освобождения дождался в июле 1944-го.
Владимир рвался на фронт, но его определили на железную дорогу – позарез были нужны рабочие руки.
– Сказать, что было трудно, – ничего не сказать, – вспоминает ветеран. – В первые послевоенные годы работали по 14 – 16 часов. И это в горячем цеху с молотом в руках. К концу смены он казался неподъемным.
В 1948 году Владимира Прокопенко призвали в армию. Служил в отдельном железнодорожном мостовом батальоне, который дислоцировался в городе Лиски Воронежской области. Уволившись в запас, вернулся в Калинковичскую дистанцию пути. Сначала был молотобойцем, а когда подучился, поставили кузнецом. Через некоторое время его откомандировали на Амурскую железную дорогу. Год трудился путевым рабочим на станции Талдан.
– Бригадир уговаривал: оставайся у нас, квартиру получишь, зарплату добавим, – вспоминает мужчина. – А душа рвалась на Родину, к семье.
В мастерских Калинковичской дистанции пути Владимир Прокопенко проработал до 1980 года – до льготной пенсии, которая назначается занятым в так называемых «горячих» цехах при наличии необходимого трудового стажа.
– Пенсия меня пугала: не мог себе представить, как можно сидеть дома, если есть и силы, и желание работать? – рассказывает Владимир Николаевич. – Попросился на путь и еще 13 лет я был в коллективе дистанции.
Тогда же, в начале 1980-х, Владимир Прокопенко встретил вторую половинку. С учительницей Прасковьей Никитиной его познакомили друзья. Она рано похоронила мужа, одна воспитывала дочь, которая к тому времени выпорхнула из-под материнского крыла. Так что, можно сказать, встретились два одиноких человека. Расписались в январе 1983 года. Судьба им отмерила чуть больше тридцати лет совместной жизни…
Несмотря на почтенный возраст, Владимир Николаевич очень любит прогулки на свежем воздухе. Не оставляет давнее увлечение – рыбалку. Вот и в нынешнем году, как только потеплеет, планирует взять удочки и отправиться на реку. В выходные его обязательно навещает приемная дочь
Татьяна, помогает по хозяйству. Хотя Владимир Николаевич и сам ловко управляется на кухне. Много читает. На днях, говорит, услышал замечательную и близкую ему фразу: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».

Татьяна ЗУБЕЦ

Яндекс.Метрика