Мир увлечений

В путешествие – на велосипеде

Велотуризмом железнодорожник Александр Нехайчик занимается всего шесть лет, но уже успел исколесить пол-Европы, посетить много дивительных мест и увидеть массу достопримечательностей, а также трижды стать серебряным призером чемпионата Республики Беларусь по спортивному туризму.

На магистрали он 15 лет. Работает заместителем начальника отдела технических средств Главного расчетного информационного центра Белорусской железной дороги.
Со спортом герой публикации дружит с детства. В школе увлекался легкой атлетикой, повзрослев – греблей на байдарках, самбо и боксом, в армии – восточными единоборствами. Перешагнув пятидесятилетний рубеж, сместил приоритеты в сторону йоги, скандинавской ходьбы и, конечно же, велотуризма. Освоение новых практик и путешествия на двухколесном «байке» стали для Александра важным шагом на пути его физического и духовного развития.
– Мне всегда нравились прогулки на велосипеде. Но всерьез этим увлекся, когда появился горный велосипед, в 2010 году, – рассказывает железнодорожник. – Поначалу ездил на дачу, она в 14 км от Минска. Потом в Интернете, на тематических сайтах, познакомился с единомышленниками, любителями активного отдыха. Вместе отправились в Севастополь, где брали напрокат велосипеды и изучали крымские горные тропы.
Большое влияние на Александра оказало знакомство с мастером спорта по туризму Сергеем Семенюком из Молодечненского туристского клуба «Пилигрим». Благодаря ему железнодорожник стал участвовать в спортивных походах.
– Все подобные путешествия имеют определенную категорию сложности – с первой по шестую, – поясняет Александр. – Есть еще без категории, они самые легкие. В пределах Беларуси можно организовать маршрут в основном первой и второй категории. Для остальных требуется наличие препятствий – горной местности, бездорожья и т. д. Участвовать в походе определенной сложности имеет право только турист, подтвердивший прохождение предыдущего по сложности маршрута. Это сделано для того, чтобы уберечь недостаточно подготовленного человека от непосильных нагрузок.
Ежегодно мы готовим новый маршрут. За две недели преодолеваем порядка тысячи километров. До точки старта добираемся с пересадками – бывает, приходится 5-6 раз сменить транспорт. Но зато это вполне экономно. Стоит отметить, что велотуризм не требует значительных финансовых затрат. Например, в прошлом году мы побывали в Германии, Чехии, Польше (отправились из польского приграничного города Згожелец, проехали по второстепенным дорогам до Дрездена, далее на юг, вдоль берегов Эльбы и Влтавы, до Праги, затем на восток обратно к польской границе) и за 14 дней потратили по 360 евро. В Западной Европе очень уважительно относятся к путешествующим на велосипедах. Там существует развитая туристическая инфраструктура, бесчисленное количество маркированных велодорожек, много оборудованных кемпингов, где можно переночевать в палатке, а в гостинице вам предложат отдельное помещение для хранения «байка».
Маршрут разрабатываем так, чтобы поход получился максимально насыщенным и отличался от предыдущих. Каждый из них приносит массу новых впечатлений, интересных знакомств, наблюдений. Например, однажды пришлось преодолевать Альпийские предгорья. Там был затяжной подъем – километров 15 в гору. Мы то и дело слезали с велосипедов и шли рядом – очень тяжело крутить педали под таким углом. А навстречу спускается чех лет 80-ти, бодрый, энергичный. Разговорились. Оказывается, он местный, живет наверху и ежедневно для моциона спускается вниз в магазин, а потом возвращается назад. «Если будете делать как я, доживете до моих лет», – заверил он нас.
Во время путешествия по Шотландии ночевали на берегу озера Лох-Несс, правда, местное чудовище не видели. В прошлом году побывали в двух средневековых замках в Германии.
В 2015-м, к 70-летию Великой Победы, организовали тематический маршрут с посещением значимых исторических мест Второй мировой войны. Проехали вдоль Балтийского побережья до Ростока, далее на юг до Берлина. Как говорится, дошли до Рейхстага, сфотографировались возле памятника Воину-освободителю.
через пару месяцев отправимся в поход третьей категории сложности – проедем из Братиславы вдоль границы Австрии и Венгрии, посетим термальные источники у озера Балатон и Будапешт. Уверен, будет интересно.
Железнодорожник подчеркнул, что победа в туристическом соревновании никогда не была для него самоцелью, но все же очень приятно становиться призером, пусть пока только серебряным. В этом году есть планы побороться за первое место.

Инга МИНДАЛЁВА


«Весеннее лукошко» и волшебства немножко

Татьяна Якубчик с внуками

Получить в подарок корзину с цветами – мечта любой женщины. Впрочем, такому сюрпризу вряд ли удивится железнодорожница Татьяна Якубчик. Она с удовольствием создает необычные композиции из доступных материалов. А ее фирменное лукошко с крокусами – точь-в-точь, как настоящее.

Восхищение вызывает тонкая работа. А еще больше – материал, из которого созданы корзина и цветы.
– Это обычная бумага, – раскрывает секрет мастерица, электромеханик Жлобинской дистанции сигнализации и связи Татьяна Якубчик. И с улыбкой вспоминает собственное удивление, когда четыре года назад увидела такую же работу в доме знакомой. «Газетные» корзины сразу привлекли внимание. И железнодорожница попробовала сделать такую же самостоятельно. Дело пошло быстро – бумаги в доме было вдоволь, а желания и старательности Татьяне Якубчик не занимать. Самый долгий этап – изготовление трубочек, из которых впоследствии сплетается корзина. В отличие от лозы, ее бумажный «аналог» податлив и неприхотлив. Буквально несколько часов – и лукошко готово.
– Но прежде чем выставлять работу на суд близких и друзей, необходимо выполнить еще несколько действий, – продолжает мастерица. – Корзину нужно тщательно промазать клеем, затем нанести акриловую краску (цвет – по желанию автора) и покрыть лаком. Я именно так сделала, когда трудилась над большими корзинками, куда теперь внуки складывают игрушки.
Лукошко с цветами – особая гордость Татьяны Рольфовны. Эта работа символизирует начало весны, новой жизни, обновления. Поэтому так важно было наполнить корзину красочным многоцветьем. Крокусы (они изготовлены из гофрированной бумаги) отлично для этого подошли.
К тому же в каждом из них сладкий сюрприз – конфета. Желтые комочки – цыплята, заботливой «мамой» которых также стала Татьяна Якубчик.
В их создании автор использовала мех. «Весеннее лукошко» получилось настолько трогательным и ярким, что вызвало у домашних и коллег железнодорожницы только позитивные эмоции. Неслучайно работу выбрали для участия в выставке декоративно-прикладного искусства, которая работала в Гомельском Дворце культуры железнодорожников. К слову, на смотре были представлены произведения многих коллег Татьяны Якубчик. Напоминанием об участии в этом мероприятии стал диплом, которым очень гордится собеседница. Говорит, что ген творчества ей передался по наследству – настоящей мастерицей была ее мама. Близкие всегда интересуются, чем в следующий раз удивит их Татьяна Рольфовна. впрочем, как и коллеги.
– У нас творческий коллектив, – отмечает собеседница. – Друг с другом делимся секретами мастерства. Особенно приятно, что опыт старших перенимает молодежь. А вдохновение, в чем я уверена, помогает и в работе.
Татьяна Якубчик на предприятии с 1988 года. В ее семье немало железнодорожников. Супруг Юрий Алексеевич трудится в локомотивном депо Жлобин, сын Дмитрий после окончания БелГУТа несколько месяцев работал в дистанции сигнализации и связи. Сейчас в армии, и после увольнения в запас намерен вернуться на предприятие. Дочь Диана окончила гомельский колледж железнодорожного транспорта. Подрастают внуки Максим и Алиса. вместе – словно цветы в лукошке – они радуют друг друга хорошим настроением. И от души делятся им с окружающими.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ