Счастливыми стали на магистрали

Общий трудовой стаж семьи Роговских на железной дороге – без малого 120 лет.

Родоначальник дистанции Александр Кириллович с супругой Надеждой Антоновной и сыном Виктором

Инструктор резерва проводников Витебского вагонного участка Александр Роговский и его сыновья с благодарностью вспоминают родоначальника династии – отца и дедушку Александра Кирилловича.
– Родился отец в Украине, в городском поселке Белогорье Хмельницкой области, – рассказывает Александр Александрович. – После срочной службы в Грозном вернулся на родину и устроился на станцию Суховоля, рядом с которой жила семья. Заочно получил образование в Киевском техникуме железнодорожного транспорта. До него в роду на магистрали никто не работал. Мой дедушка, к примеру, выбрал профессию сапожника. Но отец очень хотел попасть именно на железную дорогу. Его желание осуществилось.
Александр Кириллович прошел путь от стрелочника до начальника станции, которую возглавлял 15 лет. На Юго-Западной железной дороге он трудился более четырех десятилетий лет, в 63 года ушел на заслуженный отдых.
– Объемы перевозок тогда были большими. Когда отец стал руководителем, каждый день с пяти утра и до девяти вечера находился на станции, – вспоминает Александр Александрович. – Мы с братом Виктором очень любили путешествовать с родителями по железной дороге. Друзья-сверстники нам завидовали. Еще в детстве я увидел многие города – Москву, Киев, Ленинград, Ростов-на-Дону.
Собеседник вспоминает, что, несмотря на занятость, отец всегда находил время для детей. Воспитывал в строгости, приучал к дисциплине. К примеру, никогда дважды не повторял: сделал замечание – и сыновья тут же исправляли промахи, переставали шалить. Для них он был непререкаемым авторитетом.

Александр Роговский с сыновьями Дмитрием и Виктором

На Белорусской – более 40 лет

По совету отца Александр Александрович устроился на железную дорогу. К тому времени молодой человек решил переехать в Беларусь. Несколько месяцев трудился электромонтером в Витебской дистанции сигнализации и связи. Потом перевелся в местное вагонное депо слесарем по ремонту подвижного состава. Здесь отработал почти два десятка лет, и большую часть из них – начальником ПТО.
Александр Роговский всегда ответственно подходил к выполнению служебных обязанностей. К примеру, в 1988 году в одну из ночных смен, когда трудился осмотрщиком-ремонтником вагонов, по незначительным признакам обнаружил разрушение роликовой буксы в вагоне поезда, сформированного в Даугавпилсе. За профессиональные действия ему объявили благодарность от имени начальника отделения, поощрили именными часами. В том же году Александр Александрович стал лауреатом дорожной премии имени машиниста В. А. Яцкевича.
– Работа нравилась, хотелось профессионально расти, получать новые знания, – говорит железнодорожник. – В 1989 году поступил на заочное отделение механического факультета БелГУТа. Учеба давалась легко, предметы были интересные, а преподаватели опытные.
Александр Роговский никогда не забывал о спорте. Отстаивал честь предприятия на дорожных, отделенческих и городских соревнованиях. Успешно выступал во многих дисциплинах – плавании, лыжных гонках, футболе, волейболе, стрельбе. Причем мотивировать на высокий результат получалось не только себя, но и коллег.
– Спорт тренирует волю, а такая закалка здорово помогает в работе, дает силы двигаться вперед, – уверен собеседник.
И с улыбкой добавляет: – Когда в 1996 году я пришел в Витебский вагонный участок заместителем начальника, организовал несколько команд по разным видам спорта. Сегодня на отдельном стенде предприятия – кубки, которые свидетельствуют о наших победах, о том, что старались не зря.
Трудовой стаж на магистрали у Александра Александровича, как и у его отца, превышает 40 лет. С 2015 года он в должности инструктора резерва проводников готовит поездные бригады в рейс. К выполнению обязанностей подходит с большой ответственностью и вниманием.
– Отец всегда повторял, что в работе железнодорожника мелочей не бывает, – замечает собеседник. – Этому учу и своих сыновей. Горжусь, что они продолжили трудовую династию. Старший сын – Дмитрий – ведущий инженер отдела технического диагностирования и испытаний объектов повышенной опасности Центра испытаний и технического аудита КТЦ. Виктор – осмотрщик-ремонтник вагонов Витебского вагонного депо. С 2010 года на магистрали работает Павел. Сейчас он электромеханик по ремонту устройств железнодорожной автоматики и телемеханики Витебской дистанции сигнализации и связи. Заочно учится на пятом курсе БелГУТа. У меня растет еще младший сын Ярослав – ему 13 лет. Надеюсь, что и он, и внучки Эвелина и Валерия станут частью нашей дружной железнодорожной команды.

Сын Павел на рабочем месте

Эксклюзивная профессия

Дмитрий Роговский – один из немногочисленных специалистов на Белорусской магистрали, которые проводят техническое диагностирование грузоподъемных кранов и сосудов, работающих под давлением. На железную дорогу Дмитрий пришел после окончания Брестского техникума железнодорожного транспорта в 2001 году.
– До сих пор помню первый рабочий день, – говорит Дмитрий Александрович. – Коллектив встретил доброжелательно. Мне сразу сообщили, что впереди обучающие курсы в Могилеве. Коллеги предупредили, что специальность сложная, всем тонкостям в один момент не обучишься. И они мне здорово помогли: рассказали основные принципы работы, познакомили с приборами. В итоге на курсы я ехал подготовленным и экзамен сдал легко…
С тех пор прошло уже более 15 лет, но Дмитрий Роговский признается, что ни разу не разочаровался в выбранной профессии.
– У нас ответственная миссия – в процессе технического диагностирования вовремя выявить всевозможные дефекты, которые могут повлиять на безопасную эксплуатацию устройств, – замечает собеседник. – Моя работа дает возможность развиваться, не стоять на месте. К примеру, современное диагностическое оборудование, которое позволяет определять дефекты внутреннего сечения дорогостоящих стальных канатов, я осваивал в Москве…
Супруга Дмитрия Александровича – Анастасия – тоже связала жизнь с магистралью: 14 лет работает экономистом в информационно-вычислительном центре Витебского отделения. Кстати, она тоже из семьи железнодорожников. Более 30 лет на Белорусской трудилась ее мать Ирина Владимировна Хроменкова. На заслуженный отдых ушла с должности ведущего инженера отдела охраны труда и промышленной безопасности Витебского отделения. Отец Владимир Александрович сейчас работает бригадиром (освобожденным) весового хозяйства на предприятии «Витебскгрузсервис». В свое время башмачником был ее прадедушка.
–Как и положено настоящим железнодорожникам, с мужем мы познакомились в поезде, – улыбаясь, рассказывает Анастасия Владимировна. – Оба работали и заочно учились в БелГУТе: я на третьем курсе, Дима – на четвертом. И в тот день – 17 февраля – как раз ехали на сессию. Разговорились, подружились, а уже меньше чем через неделю – 23 февраля – он пригласил меня на семейный ужин.
Кстати, как потом выяснилось, буквально за несколько часов до встречи Анастасия ехала с будущим свекром в одной маршрутке. Еще тогда он произвел на нее хорошее впечатление: услышав, как железнодорожник в форме разговаривает с женой по мобильному, девушка про себя отметила: «Заботливый муж». Но каково было ее удивление, когда совсем скоро снова увидела этого человека! Теперь у Анастасии и Дмитрия Роговских есть железное правило – собираться всей семьей в День защитников Отечества у Александра Александровича.

Анастасия Роговская — 14 лет на магистрали

Лакомства с приусадебного участка

Анастасия Владимировна замечает: несмотря на то, что свекор – человек требовательный, с ним всегда можно поговорить по душам.
– А еще он мастер на все руки и хороший хозяин, – добавляет она. – Александр Александрович балует нас яблоками из своего сада. Также любим его виноград – сладкий, крупный, даже сначала и не верилось, что такой можно выращивать в нашем климате.
– Получить отличный урожай легко: главное – хороший уход, – заверяет Александр Александрович. – У меня много разных сортов, несколько десятков кустов винограда в 20-метровом парнике.
Еще одна страсть железнодорожника – розы. Любовь к цветам ему привила мать Надежда Антоновна. Она научила сына и шить.
– От нее осталась электрическая швейная машина, которая и сейчас не пылится в углу: одежду, как мама, не шью, но мелкий ремонт делаю без проблем, – признается Александр Александрович.
Его сыновья, которые в детстве летом всегда гостили у бабушки и дедушки в Украине, вспоминают, что многим полезным навыкам обучились именно там. К примеру, бабушка раскрывала секреты кулинарии, а дедушка приучил к труду на земле, часто брал с собой на рыбалку.
– Но самое главное – мой отец всем нам передал по наследству важные для железнодорожника качества – ответственность и самодисциплину, – подытоживает разговор Александр Роговский.

Екатерина ОСОВСКАЯ