Судьбы стальная колея
«Только от человека зависит, как сложится его судьба. Чтобы она была счастливой, жить надо честно и трудиться добросовестно», – уверена председатель совета ветеранов службы перевозок Управления Белорусской железной дороги Антонина Лисовская, которая завтра отметит свой 80-летний юбилей.
Родом она с Брянщины. Деревню Новая Васильевка, где жила семья Максаковых (это девичья фамилия Антонины Викторовны), окружали глухие леса. «Партизанская республика» – так позже назовут Брянскую область историки. Троих детей поднимала одна мама. Отца не стало, когда Тоне исполнилось всего полгода. Жили трудно, но особенно тяжело пришлось в годы немецкой оккупации. Память Антонины Викторовны – а ей к началу Великой Отечественной исполнилось всего четыре года – до сих пор в деталях хранит жуткие картины того времени. Постоянные перестрелки, березовые кресты вдоль сельской улицы (погибших в боях с народными мстителями солдат немцы хоронили прямо в селе) и совсем не детский страх, когда семью за связь с партизанским отрядом вывели на расстрел. Уцелели чудом – внимание оккупантов отвлек кто-то из односельчан, кричавший им что-то о партизанах. Этих мгновений хватило, чтобы спрятаться в картофельную ботву, а затем ползком, избив колени в кровь, добраться до соседней деревни.
После войны семья почти пять лет жила в землянке – от деревни осталось лишь пепелище. Ели мерзлую картошку, хлеб из травы, собирали грибы, ягоды. Особенно маленькой Тоне нравился лесной чеснок – тогда он казался самым вкусным лакомством на свете. А еще она помнит, как уже школьницей впервые пробовала сладости – присыпанные какао карамельки и «папялушки» – печеньки из ржаной муки. Их в праздник святого Николая приносила малышне бабушка Шура – мамина мачеха, воспитавшая не только двух своих, но и восемь чужих детей. После окончания школы Антонина Викторовна отправилась к старшему брату, который служил прапорщиком в танковой дивизии в Бресте. Устроилась на работу стрелочником на станцию Брест-Центральный и поступила на вечернее отделение отраслевого техникума.
– Сейчас все автоматизировано, а тогда стрелки переводили вручную, так же их и очищали. Работали посменно: двенадцать часов на работе, два-три часа отсыпаешься и на учебу. А еще успевали и в самодеятельности участвовать, и спортом заниматься. Откуда только силы брались? – рассказывает Антонина Викторовна.
В 1958 году по примеру многих своих ровесников Антонина Максакова по комсомольской путевке отправилась осваивать целину. Трудилась на станции Есиль тогдашней Целиноградской области Казахской ССР. Жизнь в деревянном бараке, песни под гитару и пшеничные поля – для Антонины Викторовны одно из самых приятных воспоминаний молодости.
Вернувшись в Брест, она вышла замуж за Герарда Лисовского, который учился в этом же техникуме. Трудилась дежурным по станции Брест-Центральный, занималась общественной работой. Здесь ее нашла и первая награда – девушка получила Грамоту Верховного Совета БССР.
В начале семидесятых семья переехала в столицу – поближе к родителям мужа. Герард Михайлович устроился в Минскую дистанцию сигнализации и связи, а Антонина Викторовна – дежурным по отправлению поездов станции Минск-Пассажирский. За семь лет – с 1963-го по 1970 год – она досконально изучила свою работу. Поэтому в 1970-м, когда в структуре службы перевозок Управления дороги создали отдел холодильного транспорта, его начальник Николай Колодзежный приглашает в коллектив молодую инициативную железнодорожницу.
– Конечно, работа в Управлении была больше бумажная, но не менее ответственная, – отмечает Антонина Викторовна. – А поскольку приходилось общаться с работниками в узлах, никакого отрыва от производства я не чувствовала.
Много лет Антонина Лисовская трудилась сменным инженером отдела перевозки нефтепродуктов службы перевозок. С этой должности и ушла на заслуженный отдых, затем какое-то время работала в Минском Дворце культуры и спорта железнодорожников. Сейчас возглавляет ветеранскую организацию службы перевозок, окружая вниманием и заботой тех, кто отдал годы жизни магистрали. Свободное время проводит на даче. С удовольствием поет. Особенно любит песни о железной дороге. А в разговоре не раз с искренней теплотой произносит «наша дорога». Как же иначе, если Белорусской она отдала больше тридцати лет!
Александр МАЗУРА